Новости

Вспоминая Данелию: откровенное интервью о книгах, метро и мерзавцах

Данелия скончался на 89-м году жизни
Вспоминая Данелию: откровенное интервью о книгах, метро и мерзавцах
Георгия Данелия. Фото Михаил Баландюк, предоставлено издательством "Эксмо".

4 апреля после длительной болезни ушёл из жизни легендарный советский режиссёр Георгий Данелия. В феврале он был госпитализирован из-за воспаления лёгких, а спустя время впал в кому. Врачи до последнего боролись за его жизнь, но не смогли спасти режиссёра. Осенью 2014 года репортёр Metro позвонил Данелии и расспросил его о новой книге. Тогда Данелия закончил работу над произведением "Кот ушёл, а улыбка осталась". Беседа получилась трогательной и интересной.

Новая автобиография стала третьей книгой режиссёра, в первых двух – "Безбилетный пассажир" и "Тостуемый пьёт до дна" – Георгий Данелия рассказал историю создания двенадцати фильмов от "Я шагаю по Москве" до "Афони"... В новом издании есть интересные подробности работы над картинами "Паспорт", "Настя", "Орёл и решка", "Фортуна". Здесь можно, к примеру, прочитать о том, как Сергей Бондарчук одолжил Данелии часы с золотым браслетом для переговоров со знаменитым  американским продюсером или узнать, как Данелия звонил Фрэнсису Форду Копполе, чтобы уговорить его племянника Николаса Кейджа сниматься в картине "Паспорт".  

– В книге есть объяснения, почему я так назвал книгу, – в телефонном интервью рассказал Metro Георгий Николаевич. – У меня часто спрашивают: "Почему у вас нету или почти нету отрицательных героев, подлецов, мерзавцев. Неужели они вам не встречались?". Встречались и много, но они все заперты в мусорном ящике моей памяти, и входа им оттуда в мои воспоминания нету. Мне хочется, чтобы, когда я буду там, тот, кто прочитал книжку, сказал бы: "Кот ушёл, а улыбка осталась". А вообще это цитата из "Алисы в Стране чудес". 

– Все фильмы, о которых идёт речь в новой книге, снимались в 90-е. Как бы вы охарактеризовали работу в перестроечные годы? – спросил журналист Metro.

– Вот как раз об этом и книга, о том, как сложно было снимать в 90-х годах, – сказал  Данелия. – Чтобы ответить, это мне придётся книгу пересказать. Лучше просто её почитать, хотя, знаете, она чуть похуже первых. Самая хорошая была первая – "Безбилетный пассажир". А здесь, поскольку всё уже происходит после 60, то тут нет уже таких приключений.  

Георгий Николаевич предложил поговорить, когда книга выйдет и её можно будет прочитать, и перевёл тему:

– А у меня сегодня знаменательный день – меня примут в Академию дураков, президент которой Слава Полунин. Там  Норштейн, Юрий Рост и другие великие и симпатичные люди есть. Я очень рад. Вот готовлюсь их встречать, уже надел чистую рубашку.  

– А вы же из газеты Metro? – уточнил режиссёр. – Мой отец всю жизнь работал метростроевцем. В середине 30-х годов я побывал в шахте, тогда это была "Мясницкая", потом станция называлась "Кировская" (сейчас "Чистые пруды". – Прим. ред.). Когда были испытания, пошли первые вагоны, меня отец взял, так что я почти первый из москвичей проехался на метро до "Парка культуры", а потом до "Сокольников". Позже отец был главным инженером московского "Метростроя", ему звонили по ночам, и он мчался, так что я знаю, какие аварии были. Потом я снял фильм о метростроевце, который работает проходчиком, – "Я шагаю по Москве".