В 2015 году впервые в истории доходы музыкантов от продажи их творений в цифровом формате опередили поступления от физических носителей (CD и возрождающийся винил): 45% против 39%. Такие данные приводит IFPI – Международная федерация производителей фонограмм и видеограмм. Но, по словам Фрэнсис Мур, исполнительного директора организации, прошлый год на мировом музыкальном рынке оказался исключительным не только поэтому.
– С одной стороны, доходы музыкантов в 2015-м впервые показали рост после двух десятилетий стагнации, – рассказывает она. – И спрос на музыку в мире обновил рекорд. Но праздник для авторов и рекорд-компаний оказался омрачён тем, что сама ценность музыки в денежном эквиваленте снижается.
Проще говоря, цифровые продажи альбомов из-за ценовой политики и других факторов не приносят таких же сумм, как CD. По словам Фрэнсис Мур, это обесценивает работу артистов.
По данным IFPI, в 2015 году интернет-пользователи победили «вещизм» – желание обладать музыкальным произведением. Скачивать треки и альбомы стали меньше на 10,5%, а слушать в интернете – гораздо больше (+45,2%). И теперь стриминговые сервисы вроде Spotify и Deezer (позволяют слушать музыку по подписке или за просмотр рекламы) приносят 43% всех денег от продаж в сети.
По словам Дэна Крайана, директора IHS по цифровому контенту, бизнесу некогда жалеть о более скромных доходах от реализации музыки в Интернете:
– Конкуренция высока, так что сервисы и рекорд-компании обязаны изобретать всё новые техники привлечения своей аудитории, чтобы не потерять рынок.
Андрей Стебунов, руководитель группы развития бизнеса в «Яндекс.Музыке», говорит Metro о том, что в России на легальном рынке тоже постепенно побеждает стриминг. В частности, потому что в нашей стране по-прежнему на коне пиратство, а люди ещё не привыкли платить за покупку альбомов и они легче перейдут на подписку, хоть и платную.
– Есть ещё и другой вариант развития – в частности, радио, где пользователи слушают музыку бесплатно, но за аудиорекламу, – рассказывает он.