Недавно вышел очередной том вашего большого труда – «История Российского государства». Вы говорили, что эта работа – попытка посмотреть на историю нашей страны взглядом писателя, а не историка. Как чувствуете, вам это удаётся? В чём принципиальная разница между взглядом писателя и взглядом историка?
– Историк – это учёный. Он всё знает. Писатель – тот, кто хочет узнать, разобраться и поделиться с читателями. Во всяком случае, такую историю пишу я. Кое-что про Россию, её сильные и слабые стороны я теперь начинаю понимать. Что-то пока остаётся непонятным. Но я только на 4-м томе, в семнадцатом веке.

Одно время я тесно общался с создателями журнала «Русский репортёр», и они мне заявили, что главная задача журнала – научить россиян любить Родину. Учите ли вы любить Родину в своих произведениях? И можно ли научить такому?
– Не очень представляю, как это у кого-то хватает смелости утверждать, будто он любит Родину правильно и может всех этому научить. Обычно так говорят пропагандисты, верить им не нужно. Лучший способ любить Родину – не болтать об этом, а пытаться сделать её лучше. Для этого часто приходится обращать внимание на недостатки Родины – иначе как же от них избавляться? Людям неумным в таком подходе видится русофобия. На самом деле это и есть настоящий патриотизм.

Что вас побудило экспериментировать с творческими псевдонимами? Кроме Бориса Акунина были ещё Анна Борисова и Анатолий Брусникин. Почему они появились?
– Надоело писать по-старому. Захотелось новизны. И ещё – освободиться из плена читательских ожиданий, а то человек видит книжку Бориса Акунина и уже заранее знает, чего ждать. И попробуй только эти ожидания обмани – обижаются. «Стоп, – говорят. – Мы так не договаривались! Ты же Акунин, вот и пиши по-акунински».

Многие читатели запомнили вас как автора книг о детективе Эрасте Фандорине. Как сложился этот образ? Фандорин ближе к простому смертному или всё же к Шерлоку Холмсу?
– Фандорин – это мечта о герое, которого ужасно не хватает в жизни. Он в сущности сказочный принц. Вот сейчас прискачет на белом коне, в сияющих доспехах и спасёт Деву от Дракона. Но поскольку это детектив, Дракон может оказаться хорошим, а Дева – убийцей. Закон жанра.

Известно, что фандоринский цикл сейчас активно экранизируют в Британии. Давайте расскажем нашим читателям, что это будет.
– Недавно состоялось первое совещание творческой группы по обсуждению концепта. Могу пока сказать только одно: концепт мне нравится.

Насколько я понимаю, сейчас вы большую часть времени проводите вне России. Вы не планируете вернуться насовсем? И видите ли вы себя в России в каком-либо качестве? Литератора, например. Или политика?
– В политике себя я не вижу. Не хватает энергии, веры в собственную железную правоту. Но общественно-политическая атмосфера в нашей стране мне очень не нравится. И, пока не начнётся какая-нибудь очередная «оттепель», возвращаться не собираюсь. Писать книги можно где угодно.

Что вы пожелаете в свой юбилей себе и своим читателям?
– Чтобы окружающий мир помогал жить. Или хотя бы не мешал.