В России стартовал архитектурный конкурс «АрхиГрафика 2015–2016». В нём помимо основных номинаций заявлена специальная категория «Москва: архитектура и вода». Её курирует главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. Одним из активных участников, вышедших в шорт-лист конкурса, является Артур Скижали-Вейс, архитектор-футуролог и художник-график. Он рассказал Metro о том, что тема воды и художественного оформления берегов интересовала его уже несколько лет.

– Сейчас московские реки и набережные – это устаревшая градостроительная система, когда городское русло реки изолировано функционально. Пора понять, что река – это не утилитарная хозяйственно-питьевая-транспортная система, это мощная часть городского ландшафта, – уверен он.

Архитектор уверен, что, создавая проекты по оформлению набережных, надо использовать опыт Сингапура.

– В Сингапуре взаимодействие с акваторией другое. Там набережные – это визитные карточки города, а у нас же – безжизненные и безлюдные пространства, – говорит Артур. – Хорошо, что в последнее время власти стали поднимать вопрос об организации пешеходных зон вдоль набережных. И этот конкурс – ещё один шаг в правильном направлении. 

  • На мосту появятся смотровые площадки. «Братеевский транспортный мост, выстроенный ещё в 90-е годы прошлого века с чисто утилитарной функцией, модернизируется. Являясь важнейшим транспортным звеном, объединяющим сразу два района – Братеево и Марьино, мост-молл превращается, по моему замыслу, в круглый комбинированный многофункциональный речной центр. Мост как символ объединения двух районов станет новым визуальным акцентом реки и продолжением парка набережных имени 850-летия Москвы с кольцеобразным бульваром и смотровыми площадками на верхней палубе».
  • Здесь можно будет заниматься бегом. «В ходе такой модернизации на мосту будут располагаться не только крупный речной торговый центр-молл, но и выставочные залы, рестораны, клубы, публичные лектории и даже круговые беговые фитнес-дорожки на крыше для жителей районов Братеево и Марьино. По моему футурологическому замыслу, пришло время проектирования новых видов мостов, которые из кратчайших транспортно-пешеходных переходов превращаются в красивейшие разветвлённые универсальные пространства над рекой». 
  • Возле башен появятся причалы. «На Бережковской набережной я предлагаю создать высотный речной центр с футуристическим силуэтом, новыми функциональными возможностями взаимодействия с рекой и развитием общегородского транспорта. Застройка набережной выдвинута на кромку воды таким образом, что у самого подножия башен образовываются городские причалы. На втором уровне речного комплекса устроены подвесные набережные, связанные с пешеходным мостом Богдана Хмельницкого, и прогулочная канатная дорога. Третий уровень – это конусообразные городские оранжереи».
  • Башни оснастят вертолётными площадками. «По моей футурологической концепции высотные здания будущего должны иметь не только речную транспортную доступность с причалами, но и воздушную – с парковками на крышах для авиамобилей, которые смогут летать вдоль незастроенного воздушного городского коридора реки. Прошло время, когда современные здания должны стоять далеко за пределами речной ограды и проезжей части вдоль набережных. Будущее за зданиями, проектируемыми в активном функциональном и эстетическом взаимодействии с рекой».