Цитаты

• О Чехове:

"Антон Павлович был любвеобильный человек. Но одновременно с этим он был злой и в то же время абсолютно добрый".

• О собственных постановках:

"Какое счастье, что музыканты не должны объяснять, о чем они писали симфонию".

• О реалистическом театре:

"Искусство – это большая ложь, которая помогает нам понять правду жизни. И правда жизни, собственно, и есть реализм. Я надеюсь, мы своими спектаклями поддерживаем эту традицию, конечно же, перелопачивая, поднимая какие-то вопросы…"

• О благодарности зрителя:

"За что они благодарны? Они, наверно, благодарны за то, что увидели луч добра, света, за то, что они поверили в то, что увидели".

В театре имени Моссовета прошла премьера спектакля "Вишнёвый сад". Эта постановка завершила чеховскую трилогию Андрея Кончаловского. Режиссёр пообщался с журналистами и рассказал об отличии российского зрителя от западного, а также о том, почему Том Круз весьма посредственный актёр

Работа над всем проектом шла около восьми лет. Первая постановка увидела свет в 2009 году ("Дядя Ваня"), последняя же – "Вишнёвый сад" – только сейчас. Между этими спектаклями были ещё "Три сестры" 2012 года. Андрей Сергеевич так комментирует своё отношение ко всем трём сценическим творениям: "Это для нас одна пьеса, охватывающая большую часть жизни Антона Павловича. Его драматургия в определённом смысле отражает все этапы жизни России, современной Антону Павловичу, и все этапы его личной жизни". Заметим, что бережное отношение к автору сквозит из каждой постановки режиссёра. Называя Чехова великим, Кончаловский размышляет о том, что объединяет всех великих: "Их объединяет что-то, что за человечеством следует веками – желание понять сущность своего существования". А вот главное желание постановщика и его задача – понять автора и его чувства. На наш вопрос о том, одобрил ли бы сам Чехов представленные спектакли, Кончаловский отвечает искренней надеждой на это.

Надо уточнить, что все три пьесы идут не в один день, как можно было бы предположить, а захватывают несколько дней, следуя один за другим, чтобы не переутомлять зрителей, о которых Кончаловский отзывается весьма положительно:

– Лучше русского зрителя, на мой взгляд, на сегодняшний день нет… Благодаря этому зрителю русский театр существует.
А вот работать на западного зрителя Кончаловский не очень рвётся, так объясняя своё нежелание: "Особого стремления поставить Чехова в Италии или во Франции у меня сейчас нет. Во-первых, зритель не тот. Зритель – потребитель. Он ничего не понимает про Россию".

По-особенному, отечески Андрей Кончаловский отзывается о своих актёрах. Он предпочитает, чтобы они работали именно в театре, и абсолютно не принимает их деятельность на телевидении.

– Артистов в театре я люблю за то, что они приходят в театр за небольшие деньги и играют одно и то же. Для этого нужно иметь колоссальную тягу, немыслимую выдержку и настоящую профессию, – утверждает Кончаловский, а позже добавляет:

– Я понимаю, что артист, который приходит в театр, он приходит не только ради зарплаты, он приходит туда, потому что он внутренне доволен подвигом, который он совершает, выходя на сцену.

Ядром всех трёх постановок выступили Юлия Высоцкая и Александр Домогаров, которым, как говорит сам режиссёр, приходилось не раз "ломать" себя ради своих ролей. Но, кроме этих актёров, в спектаклях задействованы также Ирина Карташёва, Александр Филиппенко, Лариса Кузнецова, Галина Боб, Наталия Вдовина, Антон Аносов, Виталий Кищенко и многие другие. Кончаловский весьма трепетно относится к таланту своих артистов, он вообще не терпит посредственности, которой переполнены телеэкраны. Так, например, во время пресс-конференции досталось американскому актёру Тому Крузу:

– Если вы выпустите Тома Круза в роли Гамлета, через 15 минут будет понятно, что это пустое место, – констатировал Андрей Сергеевич. На что его артисты пошутили: "Миссия невыполнима".

Также на конференции успели затронуть темы, не касающиеся напрямую театральных постановок. Режиссёр поразмышлял над тем, чего на сегодняшний день нам всем не хватает и заключил:

– Не хватает уважения друг к другу… У нас любовь, страх есть, а уважения нет… Его не было и ещё пока не предвидится. Но хорошо, что есть любовь и страх, это тоже важно. Но и в этом смысле иногда не хватает в театре уважения к автору.

Сам же режиссёр, как мы уже сказали, очень внимателен к Антону Павловичу и его текстам и вряд ли когда-нибудь откажется от традиционного театра, пойдя по скользкому пути проецирования современности на пьесы, написанные в совершенно другую эпоху: "Лично нам очень важно, чтобы зрители видели не сегодняшнюю Россию, а Россию времён Чехова".

Поэтому-то этот чеховский триптих, как нам кажется, определённо заслуживает внимания со стороны зрителя, желающего встретиться в театре с классикой и традицией и погрузиться в Россию другого времени, чтобы таким образом лучше понять её современную. О ближайших показах всех трёх пьес вы можете узнать, заглянув на сайт театра имени Моссовета www.mossoveta.ru, а вот познакомиться с последней постановкой Кончаловского – "Вишнёвый сад" – можно завтра, 15 мая, или уже 17 июля.