За два дня до окончания Олимпиады сборная России с девятью золотыми, 10 серебряными и семью бронзовыми наградами обнаружила себя на втором месте медального зачета. Так как мы - страна победителей, вторые и третьи места в расчёт брать не буду. Остановимся на тех девяти, которые позволили нам ненадолго поравняться с канадской командой.

Упоминание последней важно, потому что она в любом случае наберёт больше. Выход в хоккейный финал Кросби с сотоварищами гарантирует "кленовым листьям" либо серебро, либо золото. А россияне обходят канадцев пока только по бронзовым наградам, коих у североамериканцев пять.

Так вот золото "наши" (важность кавычек объясню чуть позже) взяли в пяти видах спорта. В бобслее и скелетоне всё просто: Третьяков и Воевода с Зубковым - свою без всяких кавычек. Воевода так и вовсе - сочинец. А дальше придётся объяснять более подробно.

Золото Аделины Сотниковой в женском катании - вопрос более вкуса, чем принципа. По сравнению с ней ни на что не претендовавшей японке Мао Асада оценки могли быть искусственно занижены. Но в противостоянии с кореянкой Ю-На Ким Аделина всё-таки оказалась сильнее. В данном случае мое впечатление подтверждается оценками судей, на которых, как и на меня, безусловно, влияние могла оказать реакция трибун сочинского "Айсберга". Но это тот самый фактор "домашней" Олимпиады, который оказывается на руку местным спортсменам не только в России.

Золото в командных соревнованиях по фигурному катанию и турнире спортивных пар было завоёвано при участии Татьяны Волосожар. Четыре года назад в Ванкувере она выступала за Украину - в паре со Станиславом Морозовым. Мир фигурного катания на Олимпиаде находится в воистину привилегированном положении. Здесь Алёна Савченко и Нелли Жиганшина - немки (при том что родной брат Нелли выступал в Сочи за Россию).

Здесь никто не носит форму сборной с цифрами или хотя бы фамилиями на спине. Здесь можно бросать на лед всё, что вздумается, и тебе за это ничего не будет. Так что судить Волосожар я не могу. К тому же знающие люди объяснили мне, что переход из-под одного флага под другой здесь - это действительно нормально. Так что зачтём.

Вик Уайлд принес России золото в параллельном гигантском слаломе. Рожденный в штате Вашингтон сноубордист в 2011 году женился на россиянке Алёне Заварзиной и переехал в Москву. Год ждал, дадут ли ему гражданство РФ. Дали. Сердцу не прикажешь, Уайлд стал выступать за нашу страну и в Сочи стал Олимпийским чемпионом. Простая человеческая история. Его золото - наше золото.

Три из девяти золотых России принёс шорт-трекист Виктор Ан: две самостоятельно - на дистанциях 500 м и 1000 м. Одну - в пятикилометровой эстафете. Все три победы по-спортивному были очень красивы. С точки зрения атлетизма, соблюдения олимпийских принципов и всего метафизического, на что бывают богаты Игры, ни одного вопроса к Ану у меня нет. Тот факт, что он великий спортсмен, Ан подтвердил своими результатами. Вопросы у меня - абстрактные, и не к нему.

Я не могу считать медали Виктора Ана (а кроме трёх золотых он в Сочи взял ещё бронзу на 1,5 км) медалями сборной России. Истории каждого "натурализованного" россиянина, принесшего нам олимпийские награды, - индивидуальны. Волосожар уехала из Украины в Россию к партнёру и тренерам, с которыми могла раскрыть свой потенциал. Уайлд полюбил девушку из далекой страны, и поехал к ней.

А корейский спортсмен Хен Су Ан? У наших спортивных чиновников появился вариант заполучить для страны потенциального олимпийского чемпиона, который после травмы не смог отобраться на Игры в Ванкувере. Парню создали все условия, быстренько сделали паспорт, и вот он готов - наш будущий герой. Для такого полагается два года карантина - нельзя просто так взять и уйти из одной сборной в другую. Но так как Ан долгое время за корейскую команду не выступал, за нашу он мог стартовать уже на следующий день после получения в своем районном УФМС паспорта гражданина РФ.

Повторюсь, никаких личных претензий к Виктору у меня нет. Он профессиональнее многих относится к тому, чтобы быть русским: продолжает совершенствовать язык, пишет, живёт здесь, наконец. Но не оставляет ощущение, что если бы не мы, его бы себе забрали Штаты, Китай, Япония, Канада наконец. И был бы он не Виктором, а Ви Джеем, Ву, Харуки или Виком. И так же выигрывал бы золото для своей (какой бы она ни была) страны.

Корейцы на Ана не в обиде. Россияне готовы носить его на руках. Я его уважаю как спортсмена, великого спортсмена. А у великих спортсменов нет гражданства, они принадлежат всему миру - как исторический центр Петербурга, Эйфелева башня и Стена Плача. Ан выиграл Олимпийское золото во всех дисциплинах шорт-трека. И сделал он это для всего мира. А не для России.