2016 год может стать самым провальным для крупнейших мировых кинокомпаний, которые производят блокбастеры – фильмы с существенными бюджетами от 100 млн долларов и дорогими пиар-кампаниями. Хотя доходы индустрии немного выросли, число проектов, не оправдавших ожиданий продюсеров и инвесторов, увеличилось вдвое. По данным The Wall Street Journal, с восьми в 2015 году до пятнадцати в 2016-м. При этом выручка среднестатистического блокбастера упала с 220 млн долларов до 150. В частности, сильно огорчили киностудии «Белоснежка и Охотник – 2», «Черепашки-ниндзя – 2», «День независимости: Возрождение», «Тарзан. Легенда» и «Охотники за привидениями». Но и другие монстры – «Бэтмен против Супермена» и «Отряд самоубийц» – хоть и заработали круглые суммы, но были буквально уничтожены критиками и фанатами.

По словам аналитика кинобизнеса Дэвида Лисса, связана эта ситуация как с завышенными аппетитами кинокомпаний, так и с усталостью аудитории.

– Во-первых, выход двух десятков блокбастеров в течение полугода заставляет зрителей выбирать, – говорит он Metro. – Кому-то достаётся больше, кому-то – меньше. А киностудии, памятуя о своих прибылях от прошлых прокатов, закладывают увеличение доходов. И спрос не может удовлетворить их запросы. Во-вторых, мне кажется, что любители кино потихоньку начинают уставать от засилия больших картин, которые полностью сосредоточены на спецэффектах и редко могут похвастаться проработанным сюжетом. Такого количества супергеройского кино, как в последние два-три года, никогда не было.

Российские зрители также оставили ряд блокбастеров с потерями. К примеру, вторая часть франшизы «Черепашки-ниндзя» собрала чуть более 620 млн рублей, тогда как первая часть – 1 млрд, рассказывает Юлия Трифонова, ведущий аналитик Movie Research.

– Разочаровала и «Алиса в Зазеркалье», касса которой на настоящий момент составляет 656 млн рублей, тогда как у «Алисы в Стране чудес» 2010 года выпуска этот показатель находится на уровне 1,3 млрд рублей, – заключает она.

По данным Movie Research, на момент окончания первой недели августа (32-ой недели года) самым кассовым релизом 2016 года в российском кинопрокате является мультфильм «Зверополис» – 2,28 млрд рублей. Сборы боевика «Дэдпул», расположившегося на втором месте, оказались на 22,4% меньше – 1,77 млрд рублей. На третьем месте с 1,50 млрд рублей находится отечественный фильм «Экипаж». На тройку-лидеров по кассовым сборам приходится 17,4% общей кассы всех релизов 2016 года. На десятку-лидеров – 42,5%. В 2015 году за аналогичный период времени (первые 32 недели года) сборы тройки-лидеров составляли 16,8% кассы кинолент, которые на тот момент уже успели выйти в прокат. В неё вошли мультфильм «Миньоны» с 1,78 млрд рублей и боевики «Форсаж 7» и «Мстители: Эра Альтрона» – 1,74 млрд и 1,72 млрд рублей соответственно. Доля сборов десятки-лидеров равнялась 41,4%.

– Получается, доля сборов тройки и десятки фильмов-лидеров по сравнению с прошлым годом изменилась незначительно. Общие кассовые сборы релизов за рассматриваемый период 2016 года возросли по сравнению с аналогичным  периодом 2015 года на 2,2%, – заключает Юлия Трифонова.