Евросоюз пытается справиться с самым большим кризисом беженцев со времён Второй мировой войны. По данным статистики, только в этом году более 206 тысяч человек, ищущих убежища, прибыли в Европу.

Проблема настолько острая, что Агентство ООН по делам беженцев в преддверии Всемирного дня беженцев начало кампанию и создало петицию под названием #WithRefugees (в пер. с англ. – «с беженцами»), с помощью которых они хотят побудить правительства делать всё, чтобы помочь тем, кто в опасности.

Поток мигрантов в Грецию существенно снизился после закрытия балканского маршрута и принятия соглашения между Евросоюзом и Турцией, которое позволяет с марта возвращать из ЕС всех нелегальных мигрантов в Турцию.

Однако число беженцев, прибывающих в Италию, всё ещё растёт. Более того, учитывая благоприятные погодные условия, ожидающиеся этим летом, их число станет ещё больше.

– Положение беженцев сейчас намного хуже, чем в прошлом году, – говорит Metro Шаилья Шарма, глава исследований по делам вынужденных переселенцев Университета Де Поля в Чикаго. – Цифры растут, а сухопутный маршрут через Грецию заблокирован, таким образом, они вынуждены перебираться в Европу через Средиземное море.

Сейчас главы государств более информированы относительно проблем этих несчастных людей, но решение кризиса пока не представляется возможным.

Эксперты считают, что до тех пор, пока продолжается война в Сирии и люди вынуждены покидать свою родную страну, беженцы будут пытаться искать защиты в соседних странах и в Европе.
Именно поэтому на государственном уровне необходимо создать больше легальных маршрутов для беженцев.

– Нам необходима организованная глобальная система по реализации норм защиты беженцев, – говорит Metro Джеймс Хэтэуэй, ведущий специалист по международному праву беженцев из Канады. – Это странно – заставлять беженцев рисковать своей жизнью и пытаться определить, какие государства несут бремя, ответственности по географическому признаку.

Как ожидается, в следующем месяце в европейскую систему предоставления убежища будут внесены некоторые изменения. Например, в так называемое Дублинское соглашение, закон, согласно которому лицо, покидающее свою страну и прибывающее в Европу в поисках убежища, должно просить убежище в первой безопасной для него стране, в которую оно въехало.

Ожидается также, что Евросоюз заключит больше соглашений со странами третьего мира, такими как Ливия, Судан и Эритрея, для того, чтобы сократить число прибывающих в союз беженцев и мигрантов.

При этом заместитель директора Института Европы РАН Валентин Фёдоров считает, что не все страны готовы принимать беженцев, так как с их приходом грядут большие перемены.

– Многие беженцы, вступая на европейскую землю, с самого начала настроены против этой системы, они её готовы уничтожить, – заявил Metro эксперт. – Европа кардинально меняется, причём никакого мира там не будет. Возникнут квазигражданские противостояния, потому что пришедшее из Африки и Азии население будет недовольно порядками европейских стран.

С какими проблемами сейчас сталкиваются беженцы?
Несмотря на попытки международного сообщества снизить риски, которые приходится преодолевать беженцам, они по-прежнему сталкиваются с многочисленными проблемами на всех этапах своего пути. Корень проблемы заключается в том, что в Европе существует недостаток правовых каналов миграции. Жизнь подавляющего числа беженцев зависит от контрабандистов, которые пользуются их отчаянным положением. Единственный способ добраться до Италии или Греции – это непригодные для пересечения Средиземного моря суда. А это опасный путь, который привёл к гибели уже 2,5 тысячи человек, согласно данным Международной организации по миграции. Кроме того, правозащитные организации сообщают о том, что беженцы сталкиваются с бесчеловечными условиями приёма и вынуждены долго ждать рассмотрения своих прошений о предоставлении убежища.

Согласно данным Amnesty International, люди готовы принимать беженцев, а правительства государств часто занимают другую позицию. Получается, властные структуры не имеют связи со своими гражданами?

Всё зависит от конкретной страны или даже от региона. Исследования по всему Евросоюзу показали, что большинство людей поддерживают приём беженцев, скрывающихся от войн, а не экономических мигрантов. Государства часто отказывают именно таким экономическим мигрантам, а не тем, кто нуждается в праве на международную защиту. Тем не менее политики и СМИ по-прежнему плохо различают эти два понятия.

Является ли поддержка со стороны знаменитостей, таких как Анджелина Джоли, эффективной?
Положительный эффект заключается в том, что Анджелина Джоли повышает осведомлённость людей о проблеме, посещая лагеря беженцев. За последние месяцы и годы мы стали свидетелями увеличения недоверия к политическим институтам. Возможно, некоторым знаменитостям граждане доверяют больше, чем политикам. В этом смысле действия звёзд могли бы мобилизовать граждан и увеличить давление на политиков, чтобы те начали действовать активнее.

Норма Роуз
программный ассистент в Центре европейской политики в Брюсселе