Сегодня лишь 40% компаний, владеющих автопарком, продумали правила эксплуатации и наняли штатного работника для контроля. Но без эффективных управленческих принципов расходы на обслуживание автомобилей будут достаточно велики.

Анализ текущей ситуации

Рецепта, как грамотно руководить любым автопарком, не существует. Каждый случай требует особого подхода. Нужно учитывать приоритеты, цели и возможности фирмы. Поэтому о наиболее выгодной форме финансирования говорить сложно. Чтобы найти свой рецепт, нужно провести анализ использования автопарка предприятия. Потребности, ожидания фирмы, спрос, предложение на рынке – все это важно. Поэтому стоит нанять консультанта.

Цель анализа – выявить проблемные моменты, которые мешают продуманно организовать работу автопарка. Подбираются лучшие способы устранения, затраты на которые соотносятся с результатом. Нужно продумать варианты оптимизации и при этом снизить расходы на содержание.

Как организовать работу автопарка

Управление автопарком обычно делят на три направления. Главенствует в иерархии руководитель компании. Чуть ниже – топ-менеджер, а уже за ним – сотрудник, напрямую отвечающий за технику. В идеале интересы всех связаны. Обычно контроль и организация работы автопарка себя оправдывают. Поэтому важная задача – четко определиться со стратегией эксплуатации служебного транспорта.

У подобной стратегии даже есть имя – «car policy». Корпоративная автомобильная политика должна объединять цели и взгляды на управление автопарком. За границей к «car policy» обращаются около 60% фирм. В России задействуют такую политику только как функцию стратегического менеджмента. Обращаются лишь в нужной ситуации, забывая о планировании.

Важно позаботиться об унификации. Это означает, что стоит не только продумать подходящее количество моделей ТС, но стараться привести их к однотипности. Процесс это долговременный, трудный, но дает сильный эффект. Сегодня к унификации обращаются около трети фирм. Еще столько же хотели бы дать старт этому процессу, но не могут из-за отсутствия подходящих условий.

Результат унификации приятный – не только повышения имиджа фирмы, но и заметная экономия. Вы бережете деньги как при покупке машин, так и во время эксплуатации. Ведь нужно покупать однотипные детали, можно легко отыскать подходящего мастера. Все это позволяет снизить расходы.

Часто «car policy» задействуют лишь для формирования имиджа топ-менеджмента, забывая о статусе фирмы. Подход в корне неверный – автопарк обязан не только создавать определенную репутацию, но и отвечать положению компании на рынке. Также важно позаботиться о безопасности сотрудников. Неправильно, если ведущие менеджеры передвигаются на машинах класса люкс, а рядовому персоналу достается транспорт в плачевном состоянии. Это отражается и на качестве выполнения обязанностей.

Грамотное обслуживание транспорта

Побеспокоиться о ремонте заранее – еще одна задача. Фирма может проводить его самостоятельно или обращаться к мастерам. Тут лучше заранее просчитать, как целесообразнее. Стоит ли оно того? Сравнима ли экономия на сервисе с неполученным доходом в этот период? Не проще ли передать машину в ремонт и пользоваться временным авто?

И ведь обслуживание транспорта корпоративного автопарка – лишь часть задачи. Нужно подумать о дальнейшей эксплуатации и предпродажной подготовке, когда срок службы подходит к концу. Удобно сотрудничать с разными организациями: страховыми, сервисными, консалтинговыми. При составлении бюджета нужно помнить о взаимодействии со всеми этими службами.