Перед Новым годом в Государственной думе приняли закон об использовании беспилотных летальных аппаратов в небе, по которому все БПЛА весом более 250 грамм должны подлежать обязательной регистрации в министерстве транспорта.

С 1 апреля закон вступил в законную силу. Естественно, под это определение попали и квадрокоптеры, которые используют для проведения аэросъемки. Как в частном порядке, так и в профессиональной сфере. Не секрет, что этот рынок сейчас активно развивается. Фактически использование любых дронов стало вне закона, при этом самое смешное — никаких нормативно-правовых актов для регистрации не предусмотрели. Запрет есть — разрешение получить невозможно.

В этой статье мы расскажем о собственном опыте работы на территории Санкт-Петербурга. Наша компания занимается этим профессионально и общение с полицией при работе в центре - уже традиция. Несмотря на официальный запрет не все хранители порядка в курсе, а кто в курсе — договориться не удается. Логика здесь очень проста — если нас заметил полицейский, то аэросъемка приравнивается к правонарушению, которое он должен пресечь. Особенно, если действие происходит в центре города.

Сразу спойлер — летать по центру города можно, если очень осторожно!

Конечно, такое безумие как полеты на тяжелом октокоптере dji s1000 у Медного Всадника среди бело дня уже на грани фантастики. Однако, не все так сложно, как кажется на первый взгляд!

Даже в самом сердце города, на Дворцовой площади можно сделать один взлет до приезда экипажа. Только за последний месяц мы повторили этот эксперимент уже дважды, один раз прибежали через пять минут после взлета, второй раз повезло больше — экипаж подъехал уже после посадки квадрокоптера, задачу выполнить успели. (Снимали какой-то очередной танцевальный флешмоб) 

Всего с полицией мы сталкивались около 10 раз за последние пол года, из них дважды нас хотели забрать в отделение, а остальные вежливо предупреждали о запрете использование БПЛА в центре.

Несколько дней назад даже поднимали квадрокоптер на набережной реки Мойки, в двух минутах от Дворцовой площади. В этот день на каждом перекрестке стояли полицейские, в городе проходил Международный экономический форум, но к счастью никто не заметил места взлета и нам удалось незамеченно посадить в двор-колодец, из которого визуально все хорошо просматривалось. 

В городе есть несколько "желтых" зон, в которых мы настоятельно не рекомендуем летать. Например, одним из таких мест является главная площадь города. Территория отлично просматривается, там всегда дежурят полицейские — без особой необходимости настоятельно не рекомендуем. Плюс — летом там гуляет огромное количество туристов и люди с квадрокоптером сразу привлекут внимание толпы.

Но если очень хочется, то можно:

Если Вам повезло и здесь все обошлось, то еще одной локацией, в которой аэросъемка в СПб настоятельно не рекомендуется - Сенатская площадь и вообще вся территория у Исаакиевского собора. Во-первых — здание Законодательного собрания усиленно охраняют, площадь отлично просматривается. Плюс на крыльце Конституционного Суда всегда стоит охрана, которая при виде квадрокоптера вызывает подкрепление.

Поэтому работать нужно очень осторожно, обычно мы взлетаем "из кустов", чтобы точка взлета не читалась до самой посадки. Например вот так:

Ну и еще несколько объектов, от которых рекомендуем держаться подальше: Смольный, Казанский собор, Марсово Поле, управление ФСБ на Литейном и конечно же ЖД вокзалы. 

Конечно, законодателей можно понять: намного проще запретить любое использование квадрокоптеров, в том числе для аэросъемки, чем разбираться и придумывать схемы регистрации и получения лицензии. Мы занимаемся этим много лет, профессионально и прекрасно понимаем их. Рынок развивается, маленькие коптеры от dji стали более чем доступны, стоимость в среднем 60.000 - 70.000 рублей за самый простой комплект и сразу начали появляться "школьники", которые совершенно не понимают простых правил безопасности. Мы учились этому много лет, пришли из авиамодельного спорта и прекрасно понимаем, что никаких гарантий здесь быть не может. Даже самая сложная и проверенная техника может в любой момент отказать. 

Будьте осторожны! Не летайте над массовым скоплением людей, первые 5-10 часов обучения лучше провести на открытом пространстве, подальше от ЛЭП, вышек сотовой связи, электростанций и других объектов, которые могут мешать работе приемников.

Желаем удачи!