Серьезным препятствием для представителей правоохранительных органов, нарушающих права задерживаемого в интересах следствия, станет Федеральный закон N 437-ФЗ от 30 декабря 2015 года.

С 10 января 2016 года вступили в силу поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которыми закрепляется:

  • Право задержанного по подозрению в преступлении на реальный телефонный звонок на русском языке родственникам или близким не позднее трех часов с момента его доставления в орган дознания или кабинет следователя. В том случае, если подозреваемый отказался от предоставленного права либо не смог поговорить по телефону в связи с физическими особенностями или психическими недостатками, об этом факте делается отметка в протоколе, а уведомление родных производится представителями полиции в срок, не превышающий двенадцати часов с момента задержания.
  • Условие об обязательном присутствии адвоката при составлении протокола задержания, если он принимает участие в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого.

Поправки в УПК РФ призваны обеспечить гражданам более высокую степень правовой защиты. Подробно о сути и значении нововведений расскажет адвокат, основатель коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры» Андрей Комиссаров.

Задержание и первые часы после него представляют наибольшую ценность для следствия и являются самыми страшными для подозреваемого. В условиях «информационной изоляции», когда ни близкие, ни адвокаты не в курсе происходящего, задержанный может подвергаться моральному и физическому давлению, вследствие чего – взять на себя преступления, которые не совершал. Сигнал «внешнему миру» о месте и времени задержания, о собственном местонахождении, до некоторой степени нивелирует подобные риски и обеспечивает подозреваемому безопасность, а иногда и свободу.

Как было и как стало? Суть поправок в УПК РФ

«Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, будет использовано против вас в суде…», - каждый россиянин неоднократно слышал этот стандартный полицейский «спич» в американских детективах. В России не действует правило Миранды, иначе говоря, конкретной формулировки для разъяснения прав задержанному лицу нет, - это делается в свободной форме. Но о существовании права на звонок и адвоката, наверное, слышали все. Поэтому многие задаются вопросом:

«В чем суть и смысл новых поправок в Уголовный кодекс, если право на адвоката и один звонок у подозреваемого было всегда?»

Все дело в том, что в четырнадцатой статье закона «О полиции» и ранее говорилось о праве задержанного в кратчайший срок, не позднее трех часов с момента задержания, позвонить родственникам или близким людям задержанного, с одной оговоркой – «если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации». А «иное» установлено было.

До принятия новых поправок девяносто шестая статья Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации гласила, что дознаватель (следователь) должен сообщить родственникам о местонахождении подозреваемого не позднее двенадцати часов с момента задержания.

Таким образом, имело место явное противоречие законодательных норм. Руководствуясь Уголовно-процессуальным кодексом, полицейские могли запросто игнорировать иные предписания и лишать задержанных лиц права на реальный телефонный звонок. При этом не было предусмотрено никаких санкций за случаи злоупотреблений со стороны органов правопорядка.

Теперь полиция лишена права выносить резолюцию по собственному усмотрению в вопросе предоставления задержанному права на звонок. Возможность подозреваемому позвонить гарантирована законом. При этом независимо от того, воспользовался человек правом на звонок или нет, работники полиции не освобождаются от обязанности самостоятельно уведомить родственников задержанного о факте задержания в двенадцатичасовой срок.

Кому на руку нововведения? Права задержанного «против» тайны следствия

В профессиональных кругах бытует мнение, что нововведения на руку преступникам, так как существует риск нежелательного «слива» важной информации в ходе телефонных переговоров задержанного с третьими лицами. Тем не менее, для подобных опасений оснований нет. Как и ранее, в интересах тайны следствия следователь с согласия прокурора вправе лишить подозреваемого права на звонок (за исключением несовершеннолетних граждан), но теперь для этого необходимо мотивированное постановление.

Таким образом, и тайна следствия сохраняется, и подозреваемый без письменного объяснения причин не лишается гарантированных законом прав. При этом защита сможет при необходимости обжаловать решение следователя, оформленное соответствующим документом.

Вы имеете право на адвоката

Роль адвоката в первые часы задержания, когда следствие сообщает большую часть обвинительных доказательств, работники полиции любыми доступными способами стараются добиться от подозреваемого признательных показаний, оформляют «протокол личного обыска и изъятия», зачастую грубо нарушая уголовно-процессуальные нормы, невозможно переоценить.

И если присутствующий на первом допросе дежурный адвокат, назначенный следователем, может лишь формально подходить к защите задержанного, то новые поправки в УПК РФ предоставляют эффективную возможность подозреваемому не только безотлагательно сообщить о своем задержании и местонахождении родным и близким, но и обеспечить себе надежную защиту с помощью своевременного привлечения к делу «дружественного» адвоката.

Вступив в дело с первых часов задержания и участвуя в составлении протокола задержания, адвокат наиболее результативно сможет защитить интересы подопечного, а также противостоять произволу и некомпетентности работников полиции.

Похоже ранее бывшие «призрачными» права обретают плоть. А описанные нововведения, безусловно, заслуживают положительной оценки.

Будут ли они «работать» на практике, покажет время.