В настоящее время в России существует несколько тысяч учебных центров, которые ежедневно проводят сотни семинаров и тренингов. При этом большинство из них работает «по старинке», когда преподаватель во время семинара выступает перед аудиторией с лекцией, периодически что-то записывая на доске или флипчарте. Некоторые учебные центры пошли дальше, и у преподавателя уже есть презентация, на основании которой он строит свое выступление.

После подобного семинара слушатель уходит довольный, поскольку он получил море информации. Однако осознание того, что он мало чего из этого понял, приходит лишь через несколько дней или даже недель после окончания обучения. Поэтому через какое-то время он опять идет учиться, поскольку тех знаний, которые ему нужны у него по-прежнему нет, а то, что он плохо усвоил информацию на семинаре, так это он сам виноват, не может же быть такое, что никто ничего не запомнил. А ведь проблема именно в том, что преподаватель не использовал необходимые технологии или методы обучения, а занимался лишь тем, что просто давал слушателям информацию, не задумываясь о том, в состоянии ли они ее усвоить в таком темпе и объеме. В этом и есть главное отличие профессионального преподавателя от практика в своей предметной области, которого попросили провести бизнес-семинар.

В тоже время существует огромное количество новых или не совсем новых методов обучения, которые призваны повысить усвояемость материала. Самое интересное, что многие из этих методов давно применяются в ВУЗах. Это один из тех немногих случаев, когда качество обучения, в том числе по такому параметру как усвояемость материала, в ВУЗах может быть выше, чем в коммерческих учебных центрах.

Поэтому необходимо выбирать бизнес-семинары, на которых преподаватель нацелен на то, чтобы слушатели усвоили материал. Это невозможно без использования определенных методов и приемов обучения, которых к настоящему времени разработано достаточно большое количество, в том числе связанных с применением компьютерных технологий. При этом некоторые из них появились задолго до повсеместного применения компьютеров. Ниже рассмотрим три наиболее часто встречающиеся метода обучения, применяемых в бизнес-семинарах, которые часто относят к инновационным.

 Дистанционное обучение – главная особенность данного метода обучения (который даже трансформировался в форму обучения) заключается в том, что слушатель никак не связан с необходимостью физически присутствовать на занятии в аудитории. В зависимости от ситуации он либо слушает и видит преподавателя в режиме реального времени через интернет, либо просматривает запись обучения в любое удобное для него время. Данная форма обучения очень удобна для занятых слушателей, она дает независимость от географического положения и мобильность. Во многих учебных центрах слушателю предоставлена возможность выбора: будет ли он присутствовать на семинаре лично либо использовать режим видеотрансляции.

Существует большая разница, когда преподаватель обучает слушателей в аудитории, поддерживает с ними диалог, и в случае, когда слушатель видит, что проходит в аудитории и никак не может повлиять на происходящее. Во втором случае качество усвоения материала заметно ниже. Другое дело, когда преподаватель изначально проводит вебинар, тогда у слушателей есть возможность задавать вопросы, прокомментировать какие-то моменты, что положительно сказывается на усвоении материала. Да, что и говорить, в этом случае качество видео и аудио значительно выше, поскольку весь процесс обучения изначально настроен на дистанционное взаимодействие, а не является побочным продуктом очного обучения.

Следует отметить, что в бизнес-семинарах наиболее результативно применение дистанционного обучения совместно с очным, когда слушатель сначала посетил очное занятие, а после него самостоятельно изучил дополнительный материал и выполнил практические задания, либо наоборот, сначала самостоятельно подготовился по теме, а лишь затем обсудил интересующие по ней вопросы с преподавателем.

Наглядные методы обучения – если раньше преподаватели просто рисовали или что-то записывали на доске мелом, то сейчас для этих целей ими используется проектор или монитор, на котором демонстрируются презентации или другие медийные материалы. Это значительно удобней, поскольку напечатанный текст всегда понятен в отличие от неразборчивого почерка преподавателя. Демонстрируемый текст заранее подготовлен и расположен наиболее удобно для слушателя. Кроме того, драгоценное время на написание текста или рисование не тратится.

Наибольшую эффективность данным методом достигается при демонстрации видеороликов, поясняющих объект обучения, либо описывающих практическое применение рассматриваемой теории. Все это сочетается с устной лекцией преподавателя, что делается не просто так. Применение данного метода основывается на исследованиях психологов, психолингвистов, педагогов, специалистов по рекламе, в которых отмечается высокая степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т.е. при расширении системы восприятия.

Практические методы обучения (метод упражнений, метод практических работ, метод игр) — охватывают широкий диапазон различных видов деятельности на бизнес-семинарах. Данные методы необходимо применять для закрепления материала, ведь, как мы знаем, одно дело услышать или увидеть, как это делается, и совсем другое хотя бы один раз сделать это самому. В этом случае у нас появляется возможность не только убедится в правильном усвоении того, что нам хотел сказать преподаватель, но и значительно лучше запомнить информацию, что делать или как поступать в той или иной ситуации правильно.

Есть и другое применение этого метода, когда на практике, не обладая нужными знаниями путем проб и ошибок под руководством преподавателя мы сами находим верное решение. В этом случае усвояемость материала максимальна. Зачастую такое обучение относят к репродуктивным и проблемно-поисковым методам обучения. Многие известные кейсы построены на основе именно этого метода и с успехом применяются по всему миру.

Проведенный анализ наиболее известных учебных центров показал, что все из рассмотренных технологий обучения применяются в Московском Центре Инновационного Обучения (МосЦИО), что неудивительно исходя из его названия. Данный учебный центр специализируется на проведении бизнес-семинаров в области безопасности бизнеса и деловых коммуникаций. Причем в последнем направлении рассматриваются методы, применяемые компетентными органами при организации переговоров на самом высоком уровне, например, первых лиц стран.

В данной статье представлены далеко не все существующие методы обучения применяемые на бизнес-семинарах. Еще можно отметить индуктивный и дедуктивный методы обучения, обучение в сотрудничестве, кооперативное обучение, методы проектов, исследовательский репродуктивный и многие другие. О них мы обязательно напишем в наших следующих статьях.