Устроители были очень заинтересованы в том, чтобы участие в ней приняли российские оборонщики – выставка сразу же получила бы гораздо более значимый статус.
Но, во-первых, лететь до Сантьяго, столицы Чили, больше суток – это пытка изощрённая. А, во-вторых, Сантьяго – не аргентинский красавец Буэнос-Айрес и не Рио-де-Жанейро в Бразилии.
Наверное, поэтому чилийское посольство в России ради приезда оборонщиков готово было чуть ли не на любые условия.

Тут-то одного из приглашённых – телезвезду Мишу Леонтьева осенило. По его инициативе одним из условий приезда российской делегации стала гарантия встречи с генералом Аугусто Пиночетом, пресловутым для отечественной пропаганды диктатором, в сентябре 1973 года свергшим правительство Сальвадора Альенде и в считанные годы вытащившего экономику Чили из ямы социалистического строительства в передовики капитализма...

Вместо запланированного часа встреча с Пиночетом продлилась более двух часов. Леонтьев запустил в эфир две или три коротенькие программы со съёмками этой встречи – в основном по экономической тематике. У Миши как раз тогда случилось очередное увлечение: панацеей от бед российской экономики он счёл концепцию «чикагской школы» в жёстком и очень успешном варианте Пиночета. Это, если очень просто, Гайдар плюс ЧК «в одном флаконе», доведённые до логического конца.

А так как десяток россиян, наскрёбшие сил после 27 часов в самолёте встретиться с Пиночетом, были в большинстве знакомы и с Гайдаром лично, и с гайдаровщиной по жизни, главным вопросом, конечно, стал: «А как у Вас получилось, а у нас дефолт на носу»?

Генерал, прямо скажем, о России знал немного. Разве что устройство Российской армии его очень удивляло: как, мол, так, что основу армии составляет не элита общества, которая, собственно, больше всего должна быть заинтересована в защите собственной государственности. Более того, Российская армия не является социальным лифтом для её основы – простолюдинов, которые по определению ненавидят элиту и её государственное устройство. И вывод: а ваша страна, в сущности, беззащитна!

Что до реформ, то, по словам Пиночета, любая реформа требует, первое, сильной власти, гарантирующей проведение модернизации, и, второе, исключает воровство, коррупцию как необходимое условие доверия реформаторам, власти. А потом, совсем по-мальчишески хмыкнув, добавил: «Наши оппоненты всё время обвиняют нас в воровстве – и ведь ни одного факта привести не могут: нет их». И ещё раз подчеркнул, что обвинять в уголовщине чилийскую армию невозможно – это элита общества, способная взять на себя ответственность в любые критические ситуации для своего государства.

Я вот думаю, а наша армия «способна взять на себя ответственность в любые критические ситуации для своего государства»? После всей напраслины, возведённой на неё в перестройку? После постперестроечной нищеты офицерства и политиканской конъюнктурщины генералитета?

После вызывающей похабели дела «Сердюкова-Васильевой»? Кто армии нашей, десятилетиями насилуемой, поверит и доверит страну? И, главное, что она сможет стране предложить?