Нельзя не обратить внимание на недавние рассуждения нашего президента об ошибочности национальной и федеративной политики Ленина и правоте в этих вопросах Сталина, допускавшего для республик лишь права автономий в составе России. Слова Путина с различных точек зрения прокомментировали уже десятки комментаторов в различных СМИ. На что мне хотелось бы обратить внимание.

Термин «право наций на самоопределение» возник в годы Великой французской революции 1789–1794 гг. Европейские державы – Англия, Пруссия, Австрия, Испания и другие, мягко говоря, негативно восприняли свержение Людовика XVI и, опасаясь распространения «французской заразы» на свои страны, организовали Первую антифранцузскую коалицию 1791–1797 гг.

Тогда-то французы и провозгласили «право нации на самоопределение», что подразумевало право граждан государства самим определять государственный строй своей страны. Заметьте, всех граждан страны, независимо от национальности. И в рамках существующих, международно признанных границ.

Потом этот лозунг был забыт лет на сто. И вспомнили его социалисты многонациональной Австрийской империи в конце XIX века. Суть их дискуссии сводилась к вопросу, а что делать, если условно, австрийцы со словаками дозрели до установления социализма, а венгры с хорватами нет? Делить тогда Австрийскую империю (и как?) или принуждать «отсталые народы» к жизни при социализме? Главным теоретиком «права наций на самоопределение» в австрийской постановке вопроса был австрияк Менцер.

Ленин, по сути, продолжил его изыскания применительно к Российской многоконфессиональной империи. Подчеркиваю, многоконфессиональной: по нашим тогдашним законам люди разделялись по религиозной принадлежности, а не по этническому происхождению. А так как Владимир Ильич был враг церкви, да ещё и клинический радикал, то довёл свои теоретизирования до абсурда – права наций на самоопределения, вплоть до создания собственного государства, а противники развала своей страны характеризовались как «великодержавные держиморды».

Эта ленинская теория по сути стимулирует оголтелый национализм. Ведь раньше во всех государствах были национальные меньшинства. И, если жить по Ленину, для сохранения единства страны остаётся разве что проводить этнические чистки. Альтернатива – бесконечные разделы территории по требованию национальных меньшинств.

И хотя принцип «права наций на самоопределение» после II мировой войны признан как норма международного права, но даже в научных изысканиях о нём практически не вспоминали. До 1988 года, когда провинциальный этнограф Галина Старовойтова не предложила диссидентке Елене Боннэр и её мужу Сахарову взять сей лозунг на вооружение – за неимением у них на тот момент никаких других лозунгов. При беспомощной политической элите тех времён «самоопределение» плюс жесточайший экономический кризис успешно развалили СССР.

Но есть ещё один момент в словах Путина. Впервые за почти 70 лет признано, что Сталин оказался в чём-то прав. Особенно в сравнении с Лениным. Если учесть реалии нашей науки, то, похоже, появится возможность спокойного, без про- или антисталинских истерик, исследования сталинского периода нашего общества.

Так, глядишь, доживём до того, что признаем, что Берия не английский и японский шпион, а виновен в «деле врачей», «ленинградском деле», «деле безродных космополитов», но, прежде всего в том, что был политическим конкурентом палача Москвы и Украины Никиты Хрущёва.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.