Зашла как-то к нам домой по каким-то делам наша университетская девчонка Фатюшка Урумова, а мама дома. Разговорились. Закрыв же за ней дверь, мама буквально отчеканила: не упусти! Только такую невестку хочу! Девушка – гарантия идеальной семьи, умненьких и воспитанных детей и твоей, кобеля, благополучной жизни и счастливой старости.

И пошло-поехало (надо было знать упорство моей мамы!): сборище товарищей – «А Фатиму пригласил?», билеты дефицитные на кинофестиваль – «Только если с Фатимой!»... Притом что это продолжалось несколько лет, мне удалось не озвереть и сохранять с Фатюшей дружеские отношения. Даже когда она, окончив учёбу и защитив кандидатскую, вернулась к себе в Осетию.

В первой половине 90-х мне по работе пришлось изъездить весь Кавказ вдоль и поперёк. С Фатюшей, конечно, пересекались. Как-то в разгар осетино-ингушского конфликта с одним из давних товарищей – членом группы международных наблюдателей – ввалились мы, на ночь глядя, в гости к Урумовым. Засиделись до утра... Расспросы членов семьи: «а что реально происходит?», ну и наша с Фатей болтовня: кто-где-что из эмгэушных товарищей.

На следующий день уже в Цхинвале наблюдатели устроили мне, что называется, допрос с пристрастием: «Что за чудеса: грузины и осетины воюют, а вас друзья принимают как родного, и не вас одного?» Отбрехался, мол, национальные традиции гостеприимства – что правда!

Но и правда, что понять абсурд осетино-грузинского конфликта просто непостижимо. Сколько ни рассказывал тогда наблюдателям, только в ступор вгонял.

Началось всё с митинга в Тбилиси, где местные ультра-патриоты протестовали против очередного «обострения» в Абхазии. Непонятно, с чего вспомнили о Южной Осетии, – и началось: «Мы никогда не допустим, чтоб там случилось подобное Абхазии». А к концу сборища кто-то предложил провести в Цхинвале митинг дружбы.

Цхинвал, как любая провинция, засыпает рано. И представьте: вдруг почти ночью приезжает куча машин с перевозбуждёнными пассажирами и те пытаются митинговать, мол, давайте дружить, а то мы вас... Сонные милиционеры попытались гостей урезонить, и понеслось...

На следующий день в Тбилиси митинговали против осетин. И, как всегда и всюду, нашлись мерзавцы с обеих сторон, сумевшие из маразматического «митинга дружбы» сделать карьеры, деньги, пиар, довести дурость до войны. А переступить через кровь на Кавказе почти невозможно.

В октябре в Грузии парламентские выборы. Правящая коалиция фактически развалилась, и весьма вероятна победа пока оппозиционных саакашвилиевских национал-радикалов. Руководство Республики Южная Осетия (РЮО), опасаясь последствий подобного выбора в Грузии, намерено провести до августа референдум о вхождении в состав России. Собственно, самостоятельно РЮО не жилец: вся экономика – транзитная Транскавказская магистраль, заблокированная Грузией, да полунатуральное сельское хозяйство. А России в нынешней ситуации с санкциями, Крымом, Донбассом, да и назревшей необходимостью наладить отношения с Грузией, присоединять РЮО – даже не лишняя головная боль, а просто беда. И отказаться от 50 тысяч своих граждан – всё население РЮО – просто немыслимо.

Вот такой геополитический тупик из-за митинга дружбы и не одёрнутых вовремя провокаторов.

А Фатима теперь уже доктор наук, профессор. И нас конфликтовать никакой митинг не заставит. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.