На выходные жена устроила семейный поход в «Музеон». Надо сказать, что за последнее время изменения там произошли явно к лучшему. Экспонатов значительно прибавилось, территорию обу­строили, убрали жлобский забор. Плюс превращение набережной в пешеходную зону.

Необходимый музей этот «Музеон». Ведь, увы, не история порождает интерес к памятникам, а, к сожалению, зачастую наоборот.

Но есть и проблемы. Тошнотворное, по моему мнению, «творчество» Зураба Церетели продолжает уродовать столицу. Памятник Колумбу, от которого в США сумели-таки отплеваться, наспех превращённый в памятник Петру Великому (дочка спросила: «А почему голова одного, а остальной памятник другого цвета?»), стал фактически составной частью «Музеона». Хотя, по моему убеждению, давно пора где-нибудь в районе полей аэрации создать «Музей лужковского разора» с образчиками тогдашней «архитектуры и искусства» во главе с «памятником Петру Колумбовичу Церетели».

А вот другой недостаток решаем вроде быстро, но очень сложно методически. Абсолютное большинство деятелей советской эпохи, памятники и бюсты которым собраны в «Музеоне», для молодых не просто нечто забытое, к сожалению, просто неизвестное. И если «Музеон» создан не только для прогулок людей пенсионного и предпенсионного возраста, то нужны разъясняющие таблички, а лучше путеводители (кстати, и музею приработок!).

И вот тут-то вся сложность. Как интерпретировать деятельность того или иного человека? Тот же Дзержинский. Только глава ЧК или ещё и борец с детской беспризорностью?
Яков Свердлов – второй глава Советского государства (первый-то – Каменев, о чём до сих пор практически не говорится). А как с версией об организаторской роли Свердлова в покушении на Ленина?

А где правая рука Сталина Вячеслав Молотов? А Каганович – строитель лучшего в мире Московского метрополитена? Неужто все их памятники уничтожены? Нет (или не нашёл?) вездесущего Кирова. Почему «на свободе», а не в «Музеоне» Георгий Димитров?

Почему до сих пор не нашлось места в «Музеоне» Гоголю с Арбатской площади? А на его место старый памятник истинного Гоголя, спрятанный во дворе библио­теки его имени.

Отсюда вопрос о принципах и методах формирования экспозиции «Музеона». Тупое переселение памятников-отставников как жертв очередной политической конъюнктуры или последовательный подбор отражения нашей истории в образчиках социалистического реализма?

Опять же, а как быть с идеологически уже «неверными», но произведениями искусства? Мне бы очень не хотелось, чтобы «разжаловали» памятник Ленину в начале Ленинского проспекта. И Дзержинскому самое место на Лубянке – и исторически, и архитектурно. Ведь даже большевики так и не тронули дивный памятник превращённому ими в монстра Николаю I в Питере?


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.