На излёте советской власти возник проект построить железнодорожную ветку Тбилиси – Орджоникидзе (так тогда назывался нынешний Владикавказ). Ветка протяжённостью примерно 200 км с тоннелем в Большом Кавказском хребте не только сокращала путь из Москвы в Тбилиси почти на 300 км, но и обеспечивала прямую связь между республиками.

Однако грузинское «общество» усмотрело в этом проекте стремление «русских оккупантов» разрушить природу Большого Кавказа. Протестное движение возглавил молодой биолог Зураб Жвания. В результате массовых, хорошо продуманных акций строительство отменили. Чем, собственно, Жвания и прославился, и авторитет снискал, и спонсоров нашёл для дальнейшей политической деятельности...

Лет через пять, в 1993 году, на дне рождения ещё невесты Зураба, он, уже лидер «Партии зелёных», мне шепнул, что завтра состоится решающий разговор с Шеварднадзе о дальнейшем политическом устройстве Грузии и распределении основных должностей.

Тот разговор закончился далеко за полночь. Зураб, как и договаривались, заехал за мной, и мы на его «Ниве» поехали домой к его невесте на сугубо грузинские посиделки «намцецоба» – на остатки после вчерашнего праздника. Гости к нашему приезду разошлись – за столом нас было пятеро. Ещё не отошедшего от стресса Зураба быстро развезло, и он начал перечислять допущенные им за последние годы ошибки. Наиглавнейшей глупостью, по его убеждению, было блокирование строительства железнодорожной ветки Тбилиси – Орджоникидзе, жизненно необходимой республике.

Я каждый раз вспоминаю это, когда слышу очередную «зелёную» демагогию, цель которой обычно прославиться и урвать свою долю с пирогов важнейших строек и производств. И ведь практически всегда легко просчитывается, интересы какого из губителей природы отстаивает очередная кампания вездесущих экологов.

Страшнейшей, безумной ошибкой, да просто преступлением отечественных «зелёных» является блокирование переброски части стока сибирских рек – 5 процентов всего-то! – в Среднюю Азию. Весь мир мелиорацией занимается, в Нидерландах канал на канале, а мы…

В Средней Азии пока всего лишь безработица, в том числе из-за острейшего, нарастающего дефицита воды. Но недавняя попытка переворота в Таджикистане, возраст и здоровье Назарбаева в Казахстане и Каримова в Узбекистане плюс экономический кризис грозят России потоком не гастарбайтеров, а беженцев. Посмотрите на нынешнюю ситуацию в обустроенной Европе и представьте, что нас ждёт. У нас давно проблемы с гастарбайтерами. А ведь это люди, приезжающие у нас работать, и мы им ничего не должны. А беженцев кормить надо, обустраивать, лечить, учить. За счёт нашего бюджета!

Построй мы в своё время канал из Сибири в Среднюю Азию, получили бы не только экономическую выгоду, управляемый поток мигрантов, но и железную привязку региона к России: с водяной иглы, если уж подсадили, не соскочишь – это покруче любого наркотика.
Реанимировал вопрос строительства канала ещё Лужков. Теперь о нём говорят всё чаще и чаще.

От этой стройки России не уйти. Так лучше не доводить ситуацию до критической.