По признанию президента Назарбаева, в условиях нарастающего в республике кризиса стране необходимы коренные, болезненные реформы. Запуская их, парламентариям необходимо заручиться дополнительным мандатом доверия избирателей, обеспечивающим реформаторам максимально длительный срок при власти для реализации пакета преобразований. И, конечно, для сохранения стабильности в стране.

Впрочем, без всяких выборов можно предсказать убедительную победу правящей партии «Нур Отан» и символическое присутствие в Мажилисе «системной» оппозиции. А вот насчёт стабильности на ближайшие годы есть серьёзные опасения.
Нурсултан Назарбаев – президент Казахстана с апреля 1990 года, а фактически во главе республики с начала перестройки. Лидер республики ни разу не менялся, не переизбирался, не уходил в отставку – просто нет действующих механизмов смены власти (на постсоветском пространстве подобное только в соседнем Узбекистане).

При этом всё более очевидные проблемы со здоровьем Назарбаева ощутимо обостряют подковёрную схватку за власть, за будущую вакансию президента. Причём, держась за лидерство и роль верховного арбитра над схваткой, Назарбаев максимально обострил межклановую борьбу.

К счастью, в отличие от киевских бонз, Нурсултан Абишевич умный, расчётливый и дальновидный политик. Без крайней необходимости ни с кем не конфликтует. И прекрасно отдаёт себе отчёт, что казахи в республике – одно из национальных меньшинств и «резкие движения» легко разнесут коммуникационно и этнически дезинтегрированную республику на части. Мозаичность Казахстана я сполна прочувствовал в ходе одной из длительных командировок по республике, когда пришлось вдоволь накататься по регионам страны – Байконур, Караганда, Алма-Ата, район нефтепромыслов на Каспии… Оказалось, что ездить через Москву и Астрахань быстрее, удобнее и бе­зо­пас­нее. И в каждом регионе, как в новой стране.

Надежды Назарбаева передать президентство по наследству провалились. Сыновей нет, а зятья… Короче, в наследники не годятся. Другие кандидаты, в числе которых фигурирует и старшая дочь президента Дарига, пока на всеказахские лидеры не тянут. И всё очевиднее более или менее активное внешнее участие в предстоящем «обновлении» власти.

Но, похоже, Россия проиграла Казахстан так же, как и Украину. Назарбаев и, благодаря ему, Казахстан всегда были в российском информационном поле вне негатива. Однако отношения неуклонно осложняются. Нарастает выезд русскоязычных, бурно растёт количество выезжающих на учёбу за рубеж, но доля России, как места учёбы, постоянно сокращается.

Казахстан, как и Белоруссия с Киргизией, категорически не желает спонсировать российских «стратегических союзников», ввязываться в их конфликты – Россия пробивает своё. В итоге на грани развала ЕврАзЭС, ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности) висит на волоске после того, как не удалось договориться о санкциях в отношении Турции. Наконец, явно не случайно именно теперь Назарбаев инициировал перевод казахского алфавита с кириллицы на латиницу, прекрасно зная, как болезненно в Москве относятся к подобным вопросам. Похоже, в Астане готовы на крайний случай разыграть с Россией даже национальную карту.

А нам… Нам давно пора освоить азбуку отношений экс-метрополии с экс-окраинами. А то, глядишь, самих вынудят перейти на латиницу.