Свершилось! Почти три десятка лет писал, говорил, доказывал необходимость налаживания Россией союзнических отношений с Турцией, кардинального переформатирования политики и, соответственно, позиций на Кавказе, вменяемости при выборе там союзников. За эти годы мы заслужили две войны в Чечне, нынешнюю нестабильность в Дагестане и Кабарде, межнациональную пороховую бочку в Краснодарском и Ставропольском краях. За эти годы мы загнали в непролазный тупик российско-грузинские отношения. По сути чудом, а именно политической мудростью и мужеством Гейдара Алиева, а потом и его преемника Ильхама мы не получили в Закавказье базу НАТО.

В некоторое оправдание ельцинско-козыревской «внешней политики» на постсоветском Кавказе нужно напомнить о гражданских войнах в Азербайджане и Грузии, когда договариваться было почти не с кем. Зато армянские лоббисты договорились с Кремлем, Белым домом и Думой на отлично.

Россия сделала однозначную ставку на Армению, автоматически заполучив массу врагов в остальных странах региона. А США в это же время маневрировали между кавказскими государствами, плодя повсюду своих эмиссаров.

Турция ещё с конца 60-х гг. прошлого века стала вырастать в крупного регионального игрока, хотя о конкуренции с СССР говорить не приходилось. В первые годы после развала Союза Анкара претендовала на региональную гегемонию. А Россия… Обеспечивая интересы и безопасность Армении, помогая ей материально, Россия до поры не способна была сформулировать собственные интересы. И в итоге импульсивной, противоречивой и дилетантской политики оказалась на грани полной потери позиций на Южном и с большими проблемами на своем Северном Кавказе.

Нет худа без добра. Экономический кризис, Украина, санкции, евроглупость Болгарии стимулировали долгожданную и неизбежную коррекцию внешнеполитического курса Кремля. А, как я уже писал, с «договороспособной и вменяемой Турцией» (Метро от 20.08.2014, «Опять труба»), долго мучиться не надо: стороны быстро «сбалансировали интересы». Взамен удушенного Брюсселем «Южного потока» быстро и эффектно возник российско-турецкий пока безымянный проект трубопровода до границы с Грецией. А там, глядишь, договоримся с Афинами о продлении трубы по маршруту «Южного потока», но в обход несчастных «братушек».
Не надо иллюзий: российско-турецкий газовый проект – не «братская дружба». Это взаимовыгодное, долгосрочное, истинно стратегическое союзничество. Но десятки миллиардов долларов, которые придется вложить в стройку, и сотни миллиардов долларов, которые планируется получить, как доход, на долгие годы предопределят политику России в регионе. А, значит, практически неизбежна нормализация отношений с родственным туркам Азербайджаном, в том числе и по вопросу принадлежности Карабаха. И с Грузией, насколько это возможно после необратимого признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. А что касается единственной пока ощутимой российской выгоды от союза с Ереваном – военной базы в Гюмри, – тамошние три сотни военнослужащих скорее символ, чем сила.