В конце января 1936 года произошло прискорбное событие – впервые (но – увы! – не в последний раз) был ошельмован и унижен один из величайших композиторов – Дмитрий Шостакович.

«В Архангельске, в морозный зимний день, Шостакович встал в очередь в газетный киоск. Очередь двигалась медленно, и Шостакович дрожал от холода. Купив главную газету страны – «Правду» (её тогда официально именовали ЦО, т.е. «центральным органом». – Прим. авт.) от 28 января 1936 года, Шостакович развернул её и на третьей полосе увидел редакционную статью (без подписи) под заголовком «Сумбур вместо музыки». В подзаголовке стояло в скобках: «Об опере «Леди Макбет Мценского уезда»)». Шостакович тут же, не отходя от киоска, начал читать. От неожиданности и ужаса его зашатало. Из очереди закричали: «Что, браток, с утра набрался?» (Соломон Волков «Шостакович и Сталин»).

Я хочу процитировать всего две фразы из той позорной статьи: «Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены. И «любовь» размазана по всей опере в самой вульгарной форме».

Шостаковичу пришлось прожить жизнь, полную унижений, быть под угрозой ареста, тюрьмы, ссылки, а то и казни... Будучи от природы интеллигентным, деликатным и ранимым, Дмитрий Дмитриевич иногда шёл на уступки мучителям... Им даже удалось силком затащить его в «ряды своей партии». Но при том великий композитор всему знал цену, а порою даже и выражал своё презрение и отвращение к власть имущим.

Я здесь приведу письмо Шостаковича, адресованное его другу И.Д. Гликману.

29.ХII.1957. Одесса.

Дорогой Исаак Давыдович!

Приехал я в Одессу в день всенародного праздника 40-летия Советской Украины. Сегодня утром я вышел на улицу. Ты, конечно, сам понимаешь, что усидеть дома в такой день нельзя. Несмотря на пасмурную туманную погоду, вся Одесса вышла на улицу.

Всюду портреты Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а также т.т. А.И. Беляева, Л.И. Брежнева, Н.А. Булганина, К.Е. Ворошилова, Н.Г. Игнатова, А.И. Кириленко, Ф.Р. Козлова, О.В. Куусинена, А.И. Микояна...

Всюду флаги, призывы, транспаранты. Кругом радостные, сияющие русские, украинские, еврейские лица. То тут, то там слышатся приветственные возгласы в честь великого знамени Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а также в честь т.т. А.И. Беляева, Л.И. Брежнева, Н.А. Булганина, К.Е. Ворошилова, Н.Г. Игнатова, А.И. Кириченко, Ф.Р. Козлова, О.В. Куусинена, А.И. Микояна...
Всюду слышна русская, украинская речь. Порой слышится зарубежная речь представителей прогрессивного человечества, приехавших в Одессу поздравить одесситов с великим праздником.

Погулял я и, не в силах сдержать свою радость, вернулся в гостиницу и решил описать, как мог, всенародный праздник в Одессе. Не суди строго. Крепко целую. Д. Шостакович.

Как говорится, комментарии излишни.


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.