В Москве прошел конкурс «Мисс Вселенная – 2013», впервые за время существования шоу. Это было больше недели назад, но СМИ продолжают обсуждать тему. Показательно, что «Форбс» и РИА «Новости» пишут о событии по-разному. РИА – о дефиле и о том, кто с какого тура выбыл, «Форбс» – чего это шоу стоило. Я же, пользуясь случаем, хочу написать, чего стоит женщинам миф о красоте.

Мой интерес к «Мисс Вселенной» просыпался дважды. В 2012 году, когда среди участниц оказалась трансгендерная женщина, владелец шоу Дональд Трамп возражал и даже обещал показать на себе, чем отличается мальчик от девочки... Папарацци приладили к камерам объективы получше, но Трамп ничего не показал, а, наоборот, пошел на уступки. Так трансженщина Дженна Талакова из Канады вошла в число конкурсанток и создала прецедент.

В 2002-м россиянка Оксана Федорова получила корону «мисс Вселенная» и почти сразу от нее отказалась. Никто не верил, что Оксана сделала это ради завершения образования и защиты диссертации. Я же думаю, что бы ею ни руководило, озвученная Федоровой цель заслуживает уважения и является стратегически верной. Лучше иметь звание майора милиции, чем профессиональной красавицы. 

Подозреваю, многие со мной не согласятся, поэтому перейду к феминистской критике.

В фильме «Мисс Конгениальность» героиня Сандры Буллок – сотрудница ФБР, работавшая под прикрытием на конкурсе красоты, сказала, о чем мечтает: о более суровом наказании для нарушителей правил условно-досрочного освобождения. Публика в зале ее не поняла, а мы смеялись над тем, как нелепо выглядит умная женщина среди красивых.

Хотя об уме этих женщин мы судить не можем – на конкурсах красоты его демонстрировать неуместно. В рамках подобных шоу женщина является объектом наблюдения (публики) и манипуляций (стилистов, постановщиков, организаторов и проч.). Объект по определению не имеет ни собственного сознания, ни воли. Это фигура подчиненная. Кому же? Мужчине как создателю индустрии развлечений и основному ее потребителю. Заблуждение считать, что индустрия красоты создается женщинами для женщин. Потому что главным потребителем женской красоты является мужчина. Мужчины определяют каноны красоты, они же объективируют женское тело, сначала создавая его образ как продукта массового потребления, а затем становясь его счастливыми обладателями.

Женщины в этой системе не получают выгоды или получают, так сказать, крохи с общего стола. Их тело им уже не принадлежит ни в пространстве, ни во времени. Вспомним правила игры: мисс не должны вступать в брак, беременеть, набирать вес и т. д. и т. п. Их доходы не идут ни в какое сравнение с выгодами, которые получают организаторы шоу.

В целом индустрия красоты насаждает стандарты внешности, под которые должны подстраиваться миллионы женщин, чтобы быть признанными социумом, лишая себя индивидуальности. Нас убеждают, что женщины сами этого хотят. Вроде бы не поспоришь: каждый человек нуждается в признании. Вопрос: получаем мы признание, обретая или теряя себя.

 

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.