145 лет назад (17 ноября 1869 г.) произошло открытие Суэцкого канала. Церемония была торжественная, первым кораблём, который прошёл от Средиземного моря до Красного, была яхта «Эгль», на которой плыли императрица Евгения (супруга Наполеона III) и главный строитель – инженер виконт Фердинанд Мари виконт де Лессепс.

А ещё к этому событию была приурочена премьера оперы Джузеппе Верди «Аида». Она была написана именно по случаю открытия канала, а первое представление состоялось в оперном театре Каира. И тут существует прямая связь – сюжет развивается на фоне войны между Египтом и Эфиопией. (Египетский полководец Радамес и эфиопская царевна Аида влюблены друг в дружку, но в конце концов они оба обречены на смерть.)

Протекли долгие десятилетия, и в середине ХХ века конфликт между эфиопами и египтянами стал вовсе не актуальным. Теперь у берегов этого канала то и дело возникают войны между арабами и израильтянами.

И вот мне вспоминается 5 июня 1967 года, когда на Ближнем Востоке разразилась Шестидневная война. В считанные дни Израиль разгромил войска трёх государств – Египта, Сирии и Иордании. Были захвачены Синайский полуостров, Сектор Газа, Западный берег Иордана, Восточный Иерусалим и Голанские высоты. Кроме того, оказался закрытым Суэцкий канал.

По этому поводу говорили: «Хочется призвать композиторов: по случаю закрытия канала сочините оперу под названием «А ид». (Так звучит на еврейском языке слово «еврей».)
Лев Николаевич Гумилёв мне говорил: «Раньше были семиты и антисемиты. А теперь все антисемиты, одни – против евреев, другие – против арабов».

Вспоминается и осень 1956 года, вооружённый конфликт, который получил название «Суэцкий кризис». Израильтяне напали на Египет, и их поддержали западные страны, в частности президент США Эйзенхауэр и премьер-министр Англии Иден. И в те же самые дни советские войска подавили восстание в столице Венгрии – Будапеште.

Вскоре после того в Советском Союзе состоялись очередные выборы. В те времена я был знаком с одним человеком, который работал на шинном заводе в Баку, вот что он мне рассказал.
Один из инженеров их завода (по национальности русский) на голосовании отличился. Он зачеркнул имя единственного предлагаемого кандидата и написал: «Я голосую за Дуайта Эйзенхауэра! Я голосую за Антони Идена! Прочь руки от Венгрии!»

При подсчёте голосов бюллетень с этой надписью был обнаружен, и его доставили в местный КГБ. Через два дня графологи определили, кто это написал. Но в те времена Хрущёв несколько ограничил «компетенцию» всесильных органов, а потому виновного инженера не арестовали. Было решено, что его делом займётся партком шинного завода.

Получив из КГБ злополучный бюллетень, партийный секретарь (полный азербайджанец) пришёл в необычайное волнение. Он вызвал провинившегося работника к себе, показал ему «документ» и спросил:

– Слушай, это ты писал?

– Я, – отвечал насмерть перепуганный инженер. – Но это я пошутил... Это была такая шутка.

– Какая, слушай, шутка? – сказал секретарь. – Что тебе этот Эйзенхауэр? Что тебе этот Иден? Где Венгрия? Где ты? Я понимаю, ты бы всё зачеркнул и написал бы: «Я голосую за Никиту Сергеевича Хрущёва!» Вот это была бы шутка!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.