До того как появились на свет два эти гения, в России существовали как бы два, условно говоря, наречия. Язык простонародный со своей лексикой и грамматикой, и язык книжный, так сказать, возвышенный. Так вот, заслуга Крылова и Пушкина в том, что они ввели в литературный обиход слова из живого русского языка. Первый это начал, а второй продолжил и завершил. И коль скоро два эти имени мною названы, я хочу, порадовать читателя великолепнейшим литературным анекдотом.


Произошло это в 1826 году. Как знаем, с восшествием на престол царя Николая I Пушкин был возвращён из ссылки в Михайловском, он привёз оттуда только что законченную трагедию «Борис Годунов». И вот он читал её своим друзьям и в Москве, и в Петербурге. Однажды среди слушателей оказался Крылов. А тут надобно заметить, что великий баснописец не любил оценивать опусы своих собратьев по перу. Грибоедов послал ему для прочтения «Горе от ума», а Крылов вернул комедию автору и ни строчки ему по сему поводу не написал. Итак, Пушкин прочёл «Годунова», и, разумеется, присутствовавшие говорили о трагедии восторженно... А Крылов не проронил ни слова. Тут следует сделать ещё одно замечание. Мы знаем его как баснописца, но ещё в XVIII веке он сочинял пьесы, и, как можно догадываться, «фаустообразная» трагедия Пушкина не могла быть ему по вкусу. То, что Крылов никак не отозвался на «Годунова», Пушкина задело. И он сказал: «А тебе, Иван Андреевич, трагедия моя не понравилась?» На что баснописец отвечал: «Изволь, я тебе анекдот расскажу. В некоем молитвенном собрании была говорена проповедь. Дескать, всё в этом мире разумно, совершенно и прекрасно. А когда собрание закончилось, к проповеднику подошёл горбун – у него было два горба: один – сзади, а другой – спереди. И он сказал: «Как же тебе было не совестно говорить такое в моём присутствии?» Тот взглянул на несчастного и произнёс: «А что? Для горбуна и ты неплох».
 

И ещё эпизод из жизни Крылова. Он служил и имел жительство в Императорской публичной библиотеке. А это заведение находилось по соседству с Аничковым дворцом, где жили русские цари. И вот однажды, идучи по Невскому, Крылов встретил императора Николая I. Государь произнёс: «Крылов! Давно тебя не видел» Тот отвечал: «Да, Ваше Величество, а ведь, кажись, соседи».


Как известно, Крылов был весьма тучным. И вот он шёл по улице, а навстречу ему – несколько студентов. Увидев его, один из молодых людей воскликнул: «Туча! Туча идёт!» «И лягушки заквакали», – отозвался Крылов.


В Питере, в Летнем саду, стоит великолепный памятник Крылову. А возле него издавна существовало то, что теперь именуется детской площадкой. И вот замечательный русский поэт Пётр Шумахер в своё время сочинил эпиграмму:

Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как резвятся вокруг него ребята,
И думает себе: «О, милые зверята,
Какие, выросши, вы будете скоты!