23 января 1903 года родился один из самых знаменитых советских кинорежиссёров Григорий Александров. Главные его фильмы выходили в прокат в 30-е годы, и во многом их успех объяснялся тем, что там снималась его жена – Любовь Орлова. Она была привлекательна, пела и танцевала.

О ней хочется сказать особо. Родилась она в дворянской семье, которая была в дальнем свойстве со Львом Толстым. И он в своё время подарил маленькой девочке Любе книгу «Кавказский пленник» с надписью. Орлова, разумеется, таким подарком гордилась, но, когда ей стало за тридцать, она этот раритет уже никому не демонстрировала.

Свою первую кинокомедию «Весёлые ребята» Александров снял в 1934 году по прямому поручению Сталина, и она имела оглушительный успех. Это был дебют не только Орловой, но и Леонида Утёсова, и композитора Дунаевского, и поэта Лебедева-Кумача.

Успех фильмов Александрова во многом объясняется тем, что в своих лентах он использовал те приёмы и трюки, которые были свойственны голливудским режиссёрам. А с американским кинематографом он был хорошо знаком, поскольку с 1929 по 1932 год они с Эйзенштейном находились в командировке за границей (в США и Европе).

После «Весёлых ребят» Александров продолжал снимать комедии: 1936 год – «Цирк», 1938 – «Волга-Волга», 1940 – «Светлый путь». При этом он весьма вольно обращался со сценариями, и авторы против этого возражали. Так Илья Ильф и Евгений Петров обиделись на него за искажения, которым подвергся их сценарий к фильму «Цирк», и они настояли на том, чтобы их фамилий в титрах не было.

Мой отец некоторое время близко общался с Александровым, поскольку он был автором сценария картины «Светлый путь». И со слов постановщика Ардов рассказывал примечательную историю.

В тридцатом, кажется, году Эйзенштейн и Александров были в Калифорнии, и там для них нашли небольшую квартиру и чернокожего слугу, который должен был убирать комнаты, покупать провизию и готовить еду. Но они были люди вполне советские, а потому очень боялись проявить себя «расистами» или «эксплуататорами».

Слуга это обстоятельство вполне оценил и постепенно прекратил почти всякую деятельность. В комнатах были пыль и беспорядок, на кухне – гора грязной посуды, в доме никакой еды, а прислужник целый день возлежал на кушетке, читал газеты и курил дешёвые сигары...

Неизвестно, сколько бы это продолжалось, если бы по какому-то случаю к Эйзенштейну и Александрову не зашёл Чарли Чаплин. Увидев запустение и грязь, а главное, фигуру возлежащего с сигарой негра, великий комик тотчас же всё понял. Он молча приблизился к слуге и несколько раз ударил его по лицу. Тот вскочил и с невероятной проворностью стал мыть посуду, вытирать пыль...

С тех пор у Эйзенштейна и Александрова бытовых проблем не было – темнокожий помощник хорошо запомнил урок, преподанный Чаплиным. Как видно, он опасался, что тот ещё раз зайдёт в гости к его хозяевам.

Но вернусь к фильму «Светлый путь». Моя мать мне рассказывала, что, когда отец впервые смотрел готовую ленту и видел александровские трюки (например, летающий в небе автомобиль), он непроизвольно произносил: «Ух ты!» Судя по всему, от его сценария там осталась только одна шутка – вывеска с надписью: «ГОСТИНИЦА «МАЛЫЙ ГРАНД-ОТЕЛЬ».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.