11 января 1940 года в Мариинском театре состоялась премьера балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Эта годовщина наводит меня на некоторые размышления.
Можно с уверенностью утверждать, что в первой половине XIX века классический балет воспринимался как во многом соблазнительное зрелище. Доказательство тут самое простое – двадцатая строфа из первой главы «Евгения Онегина». Пушкин с восторгом пишет о балерине Истоминой, чьи «ноги» в процессе танца превращаются в «ножки»:
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг
летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт,
И быстрой ножкой ножку бьёт.
А в наши печальные дни классический балет выглядит скорее целомудренным зрелищем – на фоне непристойных ужимок, прыжков и вихляний тех персонажей, кого теперь принято называть «звёздами шоу-бизнеса».
У меня есть сосед, который работает в Большом театре более полувека – сначала он был танцовщиком, а потом стал режиссёром. Не так давно мы с ним разговорились, и вот что он мне сказал: «У нас в театре обстановка с каждым годом всё хуже и хуже...» А я ему ответил: «Удивляться тут нечему. Полвека назад ты начал служить в Государственном академическом Большом театре. А теперь ты работаешь в «шоу-бизнесе». Он добавил: «Увы! Даже в области балета происходят прискорбные перемены. Ведь поставили же они «Ромео и Джульетту», где персонажи были в джинсах и в кроссовках...»
И уж коли на то пошло, я могу подбросить модным балетмейстерам неплохую идею. Спектакль под названием «Птичий грипп на Лебедином озере». Сначала всё идёт так, как у Чайковского, но в финале все персонажи (а с ними и принц) заболевают птичьим гриппом... Тут начинает звучать знаменитый «Танец умирающего лебедя» Камиля Сен-Санса, и под этот аккомпанемент все персонажи умирают... За сим на сцене появляются люди в масках, бахилах и комбинезонах, и они поливают лежащих без движения балерин пахучим раствором (запах может быть парфюмерный, например «Шанель № 5» в целях рекламы)...
А серьёзно говоря, самое это слово – «шоу-бизнес» – вызывает у меня раздражение. В старое доброе время существовали знаменитые певцы, танцоры, музыканты... Теперь же почти все они превратились в «звёзд шоу-бизнеса»...
Это, повторю, противное словечко уже вошло в Толковый словарь иноязычных слов, составленный Л. П. Крысиным. Вот что там написано: «ШОУ-БИЗНЕС. Сфера деятельности, связанная с организацией и проведением на коммерческой основе зрелищных представлений (эстрадных концертов, конкурсов красоты и т. п.)».
Вспоминается мне забавный анекдот: «Встречаются
два старых приятеля. Один –
нарядный, ухоженный, а другой – неопрятный, потёртый... Первый говорит о себе, что у него своя фирма и что он жизнью доволен.
– Ну а ты что поделываешь? – спрашивает он приятеля.
– Я работаю в цирке, – отвечает тот.
– А что ты там делаешь?
– Есть такой номер – дрессированные слоны... Так вот очень важно, чтобы во время представления слон не начал испражняться на манеже... И поэтому каждому из них требуется перед спектаклем ставить по две клизмы... Вот этим я и занимаюсь...
– И что? Тебе хорошо платят?
– Нет... Платят немного... Иногда задерживают...
– Почему не увольняешься?
– Ты знаешь, не хочется уходить из шоу-бизнеса...
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции