22 июля 1795 года, ровно 220 лет назад, в имении графов Шереметевых открылся театр-дворец «Останкино». Слава Тебе, Господи! – и время, и, главное, варвары-большевики его пощадили!

Последний раз я был там довольно давно, но самое большое впечатление произвели на меня не роскошные интерьеры, и не экспонаты, а географическая карта, которая висела в вестибюле. Там изображена европейская часть России и особым цветом выделены земли, принадлежавшие Шереметевым, – решительно во всех губерниях, и, как говорится, несть им числа…
Шереметевы – старинный боярский род, в XVIII в. особенно прославился представитель этой фамилии генерал-фельдмаршал Борис Петрович. Он же первый в России получил графский титул – в 1706 году.

Его внук Николай Петрович был известен как меценат. В частности, он подарил Москве Странноприимный дом, где были больница для бедняков и приют для девочек-сирот. Теперь в этом здании располагается Институт имени Склифосовского.

В 1797 году этот Шереметев поселился в Петербурге во дворце, который стоит на берегу Фонтанки, а потому именуется Фонтанным домом. Над его воротами был герб рода Шереметевых с девизом – DEUS CONSERVAT OMNIA (Господь сохраняет всё).

А теперь небольшой отрывок из биографии знаменитого архиерея тех времён – митрополита Платона (Левшина). Было известно, что он недолюбливал Шереметева, однако иногда посещал его великолепные обеды и праздники. Однажды, когда архиерей обедал у графа, подали огромную рыбу.

– Какая это рыба? – спросил Шереметев у дворецкого.
– Лосось, Ваше Сиятельство.
– Надобно говорить лососина, – заметил Шереметев и, обращаясь к митрополиту, сказал, – Ваше Высокопреосвященство, вы человек учёный, объясните нам, какая разница между «лосось» и «лососина»?

– Такая же точно, Ваше Сиятельство, – отозвался тот, – как между «дурак» и «дурачина».
А вот устный рассказ знаменитого юмориста И. Ф. Горбунова, который был дружен с графом Шереметевым.

В Фонтанный дом прибыл егерь из какого-то имения и доложил графу, что он нашёл в лесу медвежью берлогу и господа теперь могут приехать на охоту. Егеря отправили на кухню, чтобы его там накормили. Его угостили водкой и хорошей закуской, и, обращаясь к челяди, он говорил:

– Вот таперича господа к нам приедут… А мужики и бабы возьмут сковородки да чугунки, и все пойдут к берлоге… И давай греметь этой посудой… Ну, ведмедь проснётся, вылезет наружу, тут господа его и стрельнут… А потом всем мужикам по рублю, бабам по полтиннику… И ведмедю хорошо, и людям неплохо…

Когда я был в Америке, один русский эмигрант рассказал мне историю, героем которой был граф Дмитрий Сергеевич Шереметев, в своё время он состоял флигель-адъютантом при дворе Николая II. Во время войны он проживал на территории Германии, а когда наступил мир, граф оказался в английской зоне оккупации.

И он обратился к англичанам с просьбой переехать в их страну. Тут следует добавить, что после перенесённых невзгод вид у него был непрезентабельный и одет он был бедно… Чиновник, который с ним разговаривал, осведомился:

– А вы раньше бывали в Великобритании?
– Да, был в 1908 году.
– А где именно вы были?
– Я был в Лондоне.
– А по какому адресу вы проживали?
– Я жил в Букингемском дворце?
– Как это возможно?
– Я был в свите императора Николая II, и мы все там жили.

Финал этой истории мне неизвестен.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.