«Россия представляет собою ужасное зрелище страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».

Написаны эти страстные слова Виссарионом Белинским (родился он в этот день, 11 июня 1811 года) в культовом, как сейчас бы сказали, «Письме Н.В. Гоголю 15 июля 1848 года». Письмо долго было запрещено, ходило в самиздате. Можно рассуждать, чем не угодил Белинскому Гоголь – кстати, в этот же день, 11 июня, но 1842 года вышла в свет его поэма «Мертвые души», – но не отнимешь, что кличка «неистовый Виссарион» подходит критику и литератору как нельзя лучше. Описанные события – лишь один небольшой пример того, каким насыщенным раствором всегда была литературная жизнь нашей страны. Какой день календаря ни возьми – хоть памятник ставь, столько поэтических рождений или прозаических смертей. Например, сегодня день рождения у Сергея Жарикова – поэта, идеолога контркультуры, основателя группы «ДК».

Сергей Жариков тоже выпускал самиздатовский журнал; говорят также, что именно в журнале
«К топору», в котором он был редактором, в 1993 году впервые появилось выражение «новые русские».

Вообще, чтобы рассказать обо всех литературных событиях, случившихся за обычную неделю, никакой колонки не хватит. Офицеры ФСБ украли из МГУ Библию Гутенберга. Вручена литературная премия «Инспектор «НОС» (за лучший детектив) – Акунин и Маринина прошли мимо кассы, победила Маргарита Хемлин с книжкой «Дознаватель». Будет создан Дом российской литературы – такое решение принято на общественных слушаниях в Министерстве культуры РФ. Этот современный культурный центр расположится в Москве в здании на Комсомольском проспекте, 13. Я – «за», и даже выскажу пожелание, которое на первый взгляд может показаться странным, – сделать в новом здании пристройку в скандинавском стеклянном стиле, где будет располагаться коворкинг (от англ. co-working – совместно работающие. Имеется в виду модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности. – Прим. ред.) для писателей: любой литератор сможет прийти и работать за столом возле прозрачной витрины, так сказать, создавать своё вечное на глазах у спешащих прохожих. Ещё одна новость – моя личная: меня приняли в Союз российских писателей. Процедура заняла год, кто-то был против. Я уже мысленно ликовала – не приняли, какая строчка в биографии! Потом буду на голубом глазу торжественно вещать, как запрещали, как лежала на полке! Но вдруг мне переслали скан моего членского билета и велели уплатить членский взнос. Один из голосовавших против – молодец (говорю это искренне), прямой и принципиальный человек, поэт из Вологды, сейчас живущий в Петербурге, Антон Чёрный.

Антон пишет отчаянные, я бы сказала, «разверзающие» стихи. Прочитайте «Мы все умрём и будем похоронены», «Ноги моего отца» или «Стоит зелёное ведро»: «Стоит зелёное ведро. // В ведре лежит Гагарин: // Орденоносец и герой, // Простой советский парень. // Его Леонов опознал // По родинке на шее. //А там, где самолёт упал, // Воронка и траншея». 

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.