Сравните размах открытия Олимпиады в Сочи и церемонию открытия Года литературы в России.
Не знаете, что сравнивать, – не видели открытия Года литературы? Вы не одни такие, я тоже его проглядела. Вроде бы прошла церемония в каком-то театре, размером и вместимостью уж явно не стадион «Фишт» на 40 тысяч зрителей. Одно это откровенно указывает на сегодняшнее отношение к книге.

Год литературы уже шагает по стране при минимальном государственном финансировании. Литературная общественность не впала в уныние, провела мозговой штурм (теперь нужно говорить «воркшоп») и разработала множество интересных акций. Мне лёг на душу проект «Литературный след»: «Любой человек вне зависимости от возраста, образования и места жительства может предложить идею литературной достопримечательности, которая должна появиться на карте страны». На сайте конкурса уже выложены первые идеи: памятник Ассоль на бульваре Александра Грина в Петербурге, литературный веломаршрут в Петрозаводске, поэзия на стенах в Екатеринбурге, памятник книге «Повесть о настоящем человеке» в Ростовской области...

А мне хотелось бы отметить литературные достопримечательности-следы на своей родине, в Вологодской области. В вологодском городе Грязовец в 1830 году родился поэт Василий Сиротин, проживший чрезвычайно трудную и бурную жизнь. Он автор, про стихи которого уверенно говорят: «Слова народные». Вот, например, «Песня пьяного студента»: «Улица, улица, ты, брат, пьяна, левая, правая где сторона?»

В Череповце аж два литературных следа, связанных с Иосифом Бродским. До сих пор в шести километрах от города действует церковь, в которой в 1942 году окрестили Осю Бродского – он два года прожил в Череповце ребёнком в эвакуации. Мама его в это время работала в лагере НКВД переводчиком. На месте лагеря теперь – новый храм. Профессор ЧГУ Александр Чернов на той неделе сделал запрос в ФСБ, там обещали, что, если документы о матери поэта сохранились, их обнародуют. И возле старинной церкви, и возле нового храма очень нужны памятные знаки Бродскому.

Помню, как мой молодой отец пел: «Мне девки ноги целовали, как шальные!» Эта «блатная народная» песня написана была в Череповце в 1953 году поэтом Глебом Горбовским (я уже упоминала об этом в одной из колонок). Ныне 83-летний петербуржец Глеб Яковлевич когда-то служил в стройбате в 15 километрах от Череповца в посёлке Шайма. Воинская часть располагается в Шайме и сейчас, и местные активисты даже проложили к её воротам веломаршрут.

А ещё в Череповце в те времена, когда в СССР был один официальный баснописец – Михалков, многие годы работал на металлургическом заводе огнеупорщиком автор басен Вячеслав Хлебов. Его стихи не устарели и до сегодняшних лет.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.