Потерпите, я опять про книги. Не волнуйтесь, я быстро, потому что тоже тороплюсь – дочитать очередную повесть Сергея Довлатова. Сегодня у него день рождения.

Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе, куда его родители (режиссёр и актриса) эвакуировались с театром. Довлатов утверждает, что в возрасте трёх недель виделся с писателем Андреем Платоновым: на бульваре к детской коляске подошёл странный человек и спросил у матери Довлатова: «Можно я вашего мальчика ущипну?» Мать, конечно, не дала (в смысле, щипать ребёнка). Но я согласна с Сергеем Довлатовым, никто, кроме автора «Котлована», так поставить вопрос не мог. Творческая судьба Довлатова началась в Ленинграде – после службы в армии конвойным молодой писатель рассылал по редакциям свою замечательную повесть «Зона», но из редакций звонили и спрашивали, нет ли у автора рукописей про завод? Довлатов не отчаялся и в итоге всех переборол – его рассказы печатались даже в журнале «Нью-Йоркер», а за повесть «про завод» (писатель её стеснялся) он за одну неделю 1968 года заработал 1000 рублей гонорара! Потому что писатели чрезвычайно упёртые.

В выходные я закончила читать книжку Леонида Вересова «Страницы жизни и творчества Н. М. Рубцова». Не ищите её в библиотеках или магазинах – тираж этой книги 100 экземпляров. Человек, вернее, так – Человек, за свой счёт и в своё свободное от работы время ездит по архивам и ищет документы, связанные с именем русского национального поэта Николая Рубцова. Зачем он это делает – себе в убыток? Потому что если ждать, когда власть поймёт, что в смысле унаследованной литературы мы буквально ходим по духовному золоту, то дождёшься лишь того, что великолепная, ни с чем не сравнимая русская поэзия (проза) будет снесена и закатана, как дом Прошиных, подлым образом сломанный на 1-й Тверской-Ямской в Москве. В книге Леонида Вересова описываются интереснейшие документы, например, протоколы Вологодской писательской организации 1960–70-х годов. Сегодня даже не верится, что поэт Рубцов мог поехать за государственный счёт в любую командировку, необходимую для работы над стихотворным сборником; получал гонорары за чтение пары стихов по радио или телевидению; отдыхал в домах творчества, ездил на теплоходах по рекам России в компании коллег. И на всё это в той стране денег хватало! Нынче дыхание русского слова держится лишь на энтузиазме ненормальных, больных литературой. Жительница Костромской области Нина Веселова выпускает за свой счёт книжку «Калина горькая» о своих творческих встречах во время съёмок фильма «Калина красная». Петербургский поэт и переводчик Антон Чёрный своими силами делает и поддерживает сайт, посвящённый переводам на русский язык немецкой поэзии. Зачем ему это надо? Он просто хочет сохранить красоту слова. Ему, как и мне, больно (а мне, женщине, прямо плакать хочется) от мысли, что непревзойдённое поэтическое слово исчезнет, растворится. Он хочет, чтобы мы, читая стихи, пережили очищающее наслаждение, восторг, напитались до слёз красотой...


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.