...Ещё в 50–60 годах вологодские деревни сохраняли особый боевой дух. Даже в клубе пение и пляски, порой, были устрашающими.

«Моя финка пятый номер,
Позолоченный носок,
Ещё кто ещё не помер,
Припасай на гроб досок...»

– А ну, выходи в круг, кому жизнь не дорога! – выкрикивал пляшущий.
Находился соперник, который, выйдя на круг, запевал:
«Выхожу и начинаю,
А в кармане молоток,
Неужели не заступится
Двоюродный браток...»

 
Кто-то бил лампу, поднимался визг, гомон. Народ валил из клуба вон на воздух, где разворачивалось сражение наших и пришлых.


Особенно отличался воинственной атмосферой праздник Ильин день. Кто видел эти сражения, понимает, о чём речь. Представьте ватагу крепких, отчаянных деревенских парней в пятьдесят человек, которые под гармонь, да не одну, с частушками, уханьем и гиканьем движутся на гулянку в соседнюю деревню. Железные тросточки их волочатся по каменухе, высекая искры, в руках на цепочках играют гирьки... Обратная дорога на случай отступления оснащалась заранее заготовленными и спрятанными кольями. Начиналось движение с наигрыша, называемого «Походным». При вхождении в «чужую» деревню наигрыш менялся. Играли «По деревне»:
 «Мы не свататься
приехали,
Не девок выбирать.
Мы приехали подраться,
Из наганов пострелять...»

А когда столкновение сторон было неизбежным, играли «Под драку». Построение ватаги было таким, чтобы обеспечить наибольшую безопасность гармониста, поскольку его противник будет стремиться в первую очередь обезвредить. В этих баталиях существовал строгий кодекс чести – не бить лежачего, не трогать девчонок, не задевать взрослых и женатых, покоряться их воле. Кстати, если девчонка закрывает собой сбитого с ног, то считалось, что он должен на ней жениться.

«Нас нигде не обижали,
Только в Шухоботи раз.
Шухоботские старухи
Заступилися за нас...»

Неприязненные отношения улетучивались, как только нужно было садиться за общий стол или приниматься за совместную работу.


Очевидцы рассказывали, что во время Второй мировой были случаи психической атаки против немцев. По флангам в центре шли гармонисты, играя вологодский наигрыш «под драку», или тверскую «бузу», или уральскую «мамочку». При этом бойцы издавали характерное хорканье или мычанье. На немцев это наводило непреодолимый ужас.


У воинственного праздника были свои обычаи. Но никто не мог объяснить, откуда пришли правила, кто следит за их соблюдением? Ответ на этот вопрос даёт обращение к языческой традиции праздника Перуна, покровителя воинов. Именно к этому празднику в старину до прихода христианства готовилась молодёжь, чтобы пройти посвящение в воинство, чувствуя рядом плечо товарища, готовность «отдать жизнь за други своя». Именно этот праздник Перуна и был заменён чествованием Ильи-пророка.