Деньги всегда, во все времена имели стоимость. Хочешь занять, взять кредит? Заплати процент. Даёшь деньги в долг, размещаешь депозит? Получи процент. Так было на протяжении всей истории человечества. Проценты были высокие и низкие, но они всегда были – на этом базируется вся суть современного капитализма. И вдруг с капитализмом начало происходить что-то неладное. Сначала в июне 2014 года Европейский центральный банк ввёл отрицательные ставки по депозитам, которые коммерческие банки размещают на счетах в ЕЦБ. Затем отрицательные ставки ввели центральные банки Швейцарии, Швеции, Дании. Наконец, к ним присоединился Банк Японии. Если в этой дружной компании окажется ещё и Федеральная резервная система США (а сейчас подобные разговоры ведутся среди экспертов), то можно констатировать наступление в развитых странах новой и весьма странной экономической реальности.

Что это будет за реальность? Давайте порассуждаем. Рано или поздно отрицательные ставки доберутся и до простых вкладчиков. Как недавно сообщил The Wall Street Journal, цюрихский ABS стал первым швейцарским банком, заставившим всех клиентов платить 0,125% годовых за хранение их вкладов. Разумно предположить, что чем шире это явление будет наблюдаться, тем больше люди разочаруются в депозитах, начнут забирать деньги из банков и хранить их дома в сейфах, покупать золото и другие ценные активы. Очевидно, что подобный процесс изъятия средств нанесёт мощный удар по банковской индустрии. И вот тут начинается «второй акт Марлезонского балета». Граждан придётся загонять обратно в банки (иначе вся банковская система, которая в развитых странах обладает огромной властью, окажется под угрозой).
Но как это сделать? А очень просто. Отменив наличные деньги. Подготовка к этому в той же Европе уже началась. ЕЦБ предлагает отменить купюру в 500 евро в рамках борьбы с коррупцией и терроризмом, в Германии хотят ввести лимит на операции с наличными деньгами (не более 5000 евро наличными на любую сделку). А Швеция вообще хочет стать первым в мире государством, которое полностью откажется от бумажных денег (98% всех операций уже происходят в электронной форме). Шаг за шагом, потихоньку – и вот в кошельках потребителей останутся лишь кредитные карты.

Возможно, что наличные банкноты и не запретят полностью, а просто введут на них своеобразный налог, равный текущей отрицательной ставке, которую устанавливает Центральный банк. Это можно сделать разными способами. Например, в ходе денежной реформы будут выпущены автоматически дешевеющие купюры. На них будет указано, как в зависимости от срока меняется в меньшую сторону номинал. Было 100 евро, через месяц 90, через полгода – всего 40.

Для чего финансовым властям подобные эксперименты над гражданами? Главный мотив отрицательных ставок – заставить людей больше тратить. В развитых странах наблюдается дефляция, цены на товары падают, потребительская активность низкая. Если деньги дешевеют и их становится больше, то это может вызвать инфляцию, чего, собственно, и добиваются финансовые власти.

Конечно, все вышеизложенное пока никак не касается России. У нас Центральный банк борется не с дефляцией, а наоборот, пытается сдержать рост цен, которые по итогам прошлого года показали рекордный скачок за несколько последних лет. Для этого он в 2013–14 годах повысил ставку с 6% до 17%!

В прошлом году стоимость денег была понижена и сейчас составляет 11% годовых. Как мы видим, до отрицательных значений (если они вообще достижимы в развивающейся экономике) пока ещё очень и очень далеко.

Мнение автора  может не совпадать с мнением редакции.