В прошлой колонке я начал подводить экономические итоги года. Доллар и нефть, мировая финансовая система, победа Трампа на выборах в США, выход Британии из ЕС... А что же Россия? Пришло время поговорить о нашей стране. 

«Экономика России «разорвана в клочья» (президент США Барак Обама), «экономические проблемы России – «могильные» (американский журнал The Economist) – главное достижение уходящего года в том, что наша страна выстояла. Да, продолжает падать Валовый продукт, стагнируют производство и сфера услуг, снижаются доходы населения, но экономика не разорвана в клочья. Не случилось банковской паники, финансовая система не задерживает платежи, успешно запущена национальная платёжная карта «Мир» (аналог зарубежным пластиковым картам), растут золото-валютные резервы России, уменьшаются темпы инфляции. Весь год Центральный банк постепенно снижал процентную ставку, что удешевляет кредитование для предприятий (пока скорее в теории, чем на практике). Что ещё более отрадно – рубль выглядит стабильным и даже растёт по отношению к доллару и евро. Население может постепенно забыть о традиционных для декабря непредсказуемых и нервных скачках валютных курсов. Наконец, мы встречаем Новый год рекордным ростом отечественного фондового рынка. Только за два последних месяца индекс ММВБ прибавил около 11 с лишним процентов! В страну наблюдается значительный приток западного спекулятивного капитала, чего не было очень давно. И всё это происходит на фоне санкций,  контрсанкций, противостояния России и Запада. 

Экономика страны адаптируется к новым условиям, однако радоваться, увы, особо нечему. Россия по-прежнему прочно сидит на «нефтяной игле», доходы бюджета во многом зависят от цен на нефть, газ, металлы, которые устанавливаются на зарубежных биржах в долларах. Удалось нефтепроизводящим странам договориться о квотах на чёрное золото?  Котировки нефти пошли вверх. Федеральный резерв США в 2017 году продолжил ужесточать денежно-кредитную политику, доллар дорожает и цены пошли вниз? У российского бюджета проблемы. А заодно и у всех граждан, кто связан с бюджетом.   

Впрочем, пока правительству удаётся сохранять социальные обязательства (хотя в следующем году индексации пенсий и зарплат в соответствии с инфляцией не будет, заморожена накопительная часть пенсии). Однако уже ясно, что 2017 год – последний год, когда дыры в бюджете можно затыкать из резервов. Потенциал приватизации (несмотря на огромную сделку по продаже акций «Роснефти») не очень велик, Резервный фонд подходит к концу (его средства за два года кризиса сжались с 7 до 1,9 трлн рублей). Бюджету срочно нужны новые источники доходов, и, скорее всего, нас ждёт повышение старых налогов и появление новых. Это могут быть новые акцизы на бензин, повышение страховых взносов... Обсуждается даже «налог на тунеядство» (20 тыс. руб. в год с каждого безработного на социальное обеспечение). Всем придётся подзатянуть пояса.

Было бы неправильно завершать последнюю колонку в этом году на минорной ноте. Всё-таки в 2016 году хорошего было больше, чем плохого. И нам остаётся надеяться, что в 2017-м экономика страны, наконец, оттолкнётся от дна, наметится пусть небольшой, но рост. К этому есть все предпосылки. 

Мнение автора  может не совпадать  с мнением редакции.