Банковская система России опять трещит по швам. На сей раз прорвало в Татарстане. Три крупнейших банка этой республики лишились лицензии ЦБ. Среди них Татфондбанк, чьи активы оценивались в 221 миллиард рублей. По данному показателю он занимал 42-е место среди всех банков России. Частные клиенты потеряли в нём около 77 миллиардов рублей и теперь штурмуют отделения. Часть средств (57 млрд рублей) вернёт вкладчикам Агентство по страхованию вкладов (АСВ), однако многие люди не получат ровным счётом ничего. Почему?

Во-первых, под систему страхования вкладов не попадают индивидуальные предприниматели, которые во множестве держали деньги на счетах Татфондбанка. И теперь становится всё более очевидным, что государству надо что-то с этим делать в масштабах всей страны. В России существует 600 с лишним банков, из которых половина – региональные. Сколько из них проблемные и могут рухнуть в любой момент – не знает никто.

Во-вторых, в Татфондбанке действовала серая схема, когда вкладчики становились клиентами инвестиционной "дочки" банка и их средства выводились из-под страхования АСВ. На уведённые средства приобретались облигации "мамы", которые после отзыва лицензии мгновенно стали мусорными. По оценкам экспертов, на этой схеме вкладчики потеряли около четырёх миллиардов рублей. Вся верхушка банка (два зампреда и председатель правления) арестована, но вряд ли это поможет людям вернуть деньги.  

Наконец, большие вопросы появились к самому Центральному банку. Регулятор допустил сразу несколько провалов. Не секрет, что банковская отчётность регулярно искажается. Банкротство Татфондбанка – не первое, когда в учёте внезапно обнаруживаются огромные дыры. И обнаруживаются они уже после, а не до отзыва лицензии. Тут и кредиты на фирмы-однодневки, на аффилированные с руководством офшоры, и просроченные займы... Кроме того, Центральный банк допустил появление эффекта домино. Это ситуация, когда падение одного банка вызывает банкротство другого. Так, проблемы Татфондбанка повлекли за собой кризис Интехбанка, процессинг пластиковых карточек которого был завязан на Татфондбанке. Люди не могли получить деньги в банкоматах, бросились в отделения, а такой "вынос" банка редко заканчивается чем-либо благополучным.    

Два месяца российские финансовые власти совместно с администрацией Татарстана, которой, кстати, в лице Министерства имущества и земельных отношений принадлежало почти 42% Татфондбанка, пытались предложить план санирования кредитной организации, но так ничего и не смогли придумать. А вкладчики тем временем продолжают выходить на акции протеста.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.