Прошло ровно две недели с тех пор, как Британия проголосовала за выход из Европейского союза. Можно подводить предварительные итоги.

Сразу после публикации результатов референдума биржевые рынки накрыл настоящий финансовый шторм. Британский фунт упал к доллару на 10%, основные мировые фондовые индексы снизились на 6–7%, цены на золото скакнули вверх на 5%. Инвесторов беспокоит даже не сам факт выхода Британии из ЕС (в конце концов, референдум носит рекомендательный характер, а процесс «развода» с континентальной Европой может занять годы), сколько те риски, которые сейчас даже невозможно просчитать. Развалится ли на части сама Великобритания? Уже известно, что те же шотландцы проголосовали против выхода из ЕС, а мы помним недавний референдум, по итогам которого Шотландии чуть-чуть не хватило голосов, чтобы попрощаться с англичанами. Не стоит забывать и об электорате Ирландии и Уэльса, в котором также сильны сепаратистские настроения.

А что же сам Европейский союз? Тут тоже не всё гладко. В Австрии ультраправые уже призывают провести свой собственный референдум. В Словакии партия, выступающая за ограничение иммиграции, заявляет, что граждане страны должны получить возможность высказаться. Датчане тоже считают, что им стоит решить, поддерживать ли отношения с ЕС на существующем уровне. Всё это – последствия референдума в Британии. Конечно, паника потихоньку стихает, но если, например, грекам надоест многолетний экономический спад, который в том числе возник из-за навязанных из Брюсселя и Берлина мер радикальной экономии бюджета, и они решат отделиться, то не станет ли это той соломинкой, что сломает спину верблюда? В конце концов, эффект «домино» никто не отменял. Если Британии можно выйти из ЕС, то почему нельзя Греции?

Пока в Европе бушуют финансовые шторма, Россия наконец стала той самой «тихой гаванью», которую нам обещал экс-министр финансов Алексей Кудрин ещё в кризис 2008 года. Хотя рубль и российский фондовый рынок упали на новостях из Британии, уже новая неделя открылась умеренным ростом. В страну наметился приток иностранного спекулятивного капитала, на фоне которого отечественная валюта укрепляет свои позиции и к доллару, и к евро. Международные инвесторы не зря обратили своё внимание на Россию. Одно из последствий референдума в Британии заключается в том, что Федеральная резервная система США вряд ли будет ужесточать денежно-кредитную политику. Это чревато новыми потрясениями на финансовых рынках, и Штаты уже не могут себе позволить подобного. Повысились шансы на новые программы количественного смягчения, которые ранее уже приводили к тому, что цены на чёрное золото выстреливали выше 100 долларов за бочку. Россия продолжает оставаться нефтегазовой державой, и рост котировок нефти – это отличная новость и для отечественного бюджета, и для экономики в целом. Кроме нефти, газа и металлов нашей стране есть что ещё предложить соседям. В России по-прежнему высоки процентные ставки по рублёвым активам. Ключевая ставка ЦБ РФ – 10,50% годовых. Это намного больше, чем у всех наших развитых соседей (у некоторых из них ставки и вовсе уж отрицательные). Последнее значит, что если свободных денег в мире станет ещё больше, то приличная часть из них, несмотря на все санкции, хлынет в Россию за высокой доходностью. Но смогут ли отечественные власти, банки и предприятия использовать сложившуюся позитивную конъюнктуру? Это тот вопрос, ответ на который мы скоро узнаем.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.