На фестивале кузнецов в Воронежской области секретами профессии делились потомственные мастера. Говорят, бесконечно долго можно смотреть, как горит огонь, как течет вода и как другие работают. Последнее, конечно, шутка. Но лишь отчасти. В том, то настоящее мастерство действительно завораживает, смогли убедиться все, кто побывал на фестивале кузнецов, прошедшем в Воробьевском районе в эти выходные. Неискушенным поклонникам этого ремесла довелось наблюдать, как женские руки создают волшебное сплетение казалось бы простых штрихов и линий, невероятным образом соединяющихся в удивительные узоры. Как по девственно гладкому металлу скользит неказистая железяка, направляемая уверенной рукой спокойной и скромной женщины. И вот уже нет былой гладкости, а вместо нее - цветы и листья сказочного леса.
Свое поразительное мастерство гравировщицы демонстрировала единственная приехавшая на фестиваль женщина-кузнец. Джавгарат Магомедова родом из горного дагестанского селения Харбук, где кузнечным делом занимаются все от мала до велика. Сама Джавгарат с семи лет уже помогала отцу в кузнице, от родителя переняла мастерство ковки и гравировки. В Харбуке нашла себе и мужа Расула, известного далеко за пределами Дагестана мастера по изготовлению оружия. Он тоже из потомственных кузнецов.
– И отец, и дед, и прадед мои были кузнецами, – рассказывает Расул историю своего рода. – Теперь я в селении главный кузнец, а потом мое место займут сыновья.
Пока вся семья усердно стучит молотами, выковывая на глазах изумленной публики очередной оружейный шедевр, спрашиваю Расула, каким ветром его занесло из далекого Дагестана в российскую глубинку.
– Когда мне позвонили, я в больнице лежал, – на ломаном русском объясняет кузнец, - я выскочил оттуда, капельницы с себя посрывал. Домой прибежал, говорю жене: вставай, курица, в Россию поедем.
Кроме старинной семейной реликвии – кузнечного молота, которому, по словам Расула, не менее трехсот лет, на фестиваль Магомедовы привезли образцы своего, не поворачивается рука написать, ремесла, скорее все-таки творчества. Удивительной красоты кинжалы, сабли, ятаганы в гравированных ножнах. Расул показывает, чем отличается женская и мужская гравировки. Мужская более сдержанная, но не менее замысловатая, чем женская. Другой узор и другое впечатление, но одинаково сильное.
Работы Расула нашли место во многих зарубежных коллекциях. Он мог бы быть богат, но он скромен. Говорит, что не верит ни в бога, ни в аллаха. Зато верит в добрую душу. Главное, вот где – стучит себе по груди.
Вообще на фестивале собрались невероятно колоритные представители своей профессии. Джанполод Гасанов сам себя называет Булат, и это имя ему очень подходит. Он знает как куется «полная чаша счастья». На вид обыкновенная подкова, но в ней заложена частичка доброй души мастера. А украинский коваль Леонид Красицкий из Донецкой области знает, как разжечь настоящее пламя из высеченной его молотом искры. Хотите букет выкованных роз – это он тоже может. И ажурное ожерелье, и тонкое колечко на дамский пальчик. Кажется, эти мастера могут все. И то, чем они занимаются, – больше чем профессия. Это жизнь, и душа, воплощенная в причудливых формах застывшего металла. И каждый из них, постучав себя по груди, может сказать: главное – вот здесь.