Испытано на себе. Мы сходили на уроки по гончарному ремеслу и выяснили, почему они так популярны.

-- Надо ударить её хорошенько, податливее будет, – говорит гончар Андрей Савицкий и тут же наотмашь бьет кулаком кусок глины, лежащий на столе. После такого не только глина – любой станет покладистым. Вот и будущий кувшин – а пока неказистый серый комок –  уже послушен и пластичен. За пару минут под умелыми руками Андрея он обретает форму – зрелище захватывает не меньше, чем шоу иллюзионистов. Только здесь без обмана и фокусов – всё предельно честно, ловкость рук и никакого мошенничества! Нужен лишь гончарный круг, глина, немного воды и терпение.

– Этому может научиться каждый, – уверяет Андрей. – Наблюдайте за работой других мастеров, подражайте и пробуйте лепить сами. Об этом бесполезно говорить, нужно смотреть и делать.

Вот и мы решили испытать себя – вдруг получится? Но ждать этого урока пришлось несколько месяцев. Желающих так много, что в мае мы смогли записаться только на июль.
На занятие пришли восемь человек. Все новички,  и все чуть ли не с открытыми ртами наблюдают за работой гуру. Андрей Савицкий  – гончар опытный, потомственный. Керамикой профессионально занимается уже больше двадцати лет, а глину впервые взял в руки еще в бессознательном детстве. Но даже сам мастер жалуется: она бывает такой капризной, что иногда он ее и в угол на пару дней бросает, «воспитывает». Что уж про нас говорить!

Круг крутится, руки в грязи по локоть, а невзрачный комок так и остается комком, как бы ты его ни вертел. Ничего не получается, глина размякла и расползается. Маникюр погиб: под ногтями такой ужас, будто вскопал без перчаток несколько соток на даче. Но мучением это назвать сложно – работа вызывает приятные ощущения. Может, поэтому так сложно записаться на урок по гончарному ремеслу? Это почти как йога: ты созидаешь, расслабляешься и понимаешь: чтобы чего-то достичь, нужны терпение и старание. Только не нужно напрягать мышцы.

– Главное – почувствовать глину, найти с ней общий язык, – объясняет Савицкий.  –
Это  живое существо, и вы помогаете ей обрести форму, переродиться. Она сама ведет вас. Бывает, собираешься сделать вазу, а получается... бутылка.

Спустя час у меня вместо задуманной чайной чашки появляется маленькая ваза. А у моей соседки Марии, большой любительницы кофе, и вовсе получается молочник. Уж не отражает ли глина наши собственные желания?

Андрей хитро улыбается.

– Работа с глиной – это психотерапия, как и любое другое творчество. – говорит он. –
Но гончарное ремесло привлекает ещё и тем, что в нём особенно чувствуется связь с предками. Это же одно из древнейших искусств!

Наконец наши изделия готовы – стоят на полочке, готовые к обжигу. Точно такие же лепили люди ещё на заре цивилизации. Может, когда-нибудь, спустя века, и мою вазочку найдут археологи?

Цифра
950
градусов – при такой температуре обжигают в печи готовые изделия из глины

Кстати
Как освоить гончарное искусство.
•    Обучение. Сразу несколько школ и музеев обучают гончарному мастерству. Самые популярные: в городе – Центр традиционной народной культуры Среднего Урала, в области – гончарная мастерская в селе Верхние Таволги.
•    Оборудование. Гончарный круг стоит от 15 до 100 тысяч рублей. Многие мастера делают их сами.
•    Технология. Создание глиняной посуды – дело трудоёмкое. Сперва изделие создают на гончарном круге, потом шкурят, затем обжигают, а после раскрашивают. Всё это может занять длительное время – несколько недель.