Впервые 9 мая около полутора тысяч жителей Новосибирска присоединились к акции «Бессмертный полк». Новосибирцы с фотографиями своих близких, участвовавших в ВОВ, прошлись торжественным маршем по Красному проспекту до площади Ленина. Впервые такая акция состоялась в Томске в 2012 году. В 2013-м она стала уже общероссийской.

На «штендере» 9-летней Алины Гончаровой изображен ее прадедушка – Дмитрий Федорович Марченко, полковник.

– Все люди сюда пришли, чтобы вспомнить тех, кто был на войне: кто-то хочет узнать больше о других участниках той войны, кто-то пришел рассказать о своих родственниках, – отметила Алина. – Я помню своего прадедушку очень добрым человеком.  Я, конечно, спрашивала его о войне. Но ему было тяжело вспоминать о том времени.  Мы с дедушкой часто проводили время вместе. Но больше всего я любила играть с ним в шахматы. Иногда он меня даже выигрывал. А так всегда я побеждала. Не знаю, может он мне и специально поддавался.

На фотографии в руках Ирины Петровны Дикаревой ее отец – Петр Алексеевич Дикарев, капитан. На акцию она пришла одна. Родные остались поздравлять другого члена семьи, который прошел всю войну и до сих пор каждый год 9 мая принимает поздравления от своих близких и родных.

– Когда папа ушел на фронт, мне еще и года не было. Он тогда работал юристом на Чкаловском заводе. У него была «бронь» из-за двоих детей, но он настоял на своем и ушел на фронт добровольцем, – рассказала Ирина Петровна. – Папа был начальником штаба полка. Когда атака «захлебнулась», он повел за собой людей, хотя это не входило в его прямые обязанности. Был смертельно ранен, посмертно награжден Орденом Красного Знамени – это было в июле 1942 года. Мой сын носит его имя. И даже фамилию моего отца оставили, чтобы он был продолжателем рода Дикаревых. Муж не был против.

На снимке «штендера» новосибирца Анатолия Зрелова его мать – Зоя Тихоновна Белимова (Зрелова). Она была рядовым. Анатолий пришел на акцию со всей семьей.

– Войну мама прошла в прожекторно-зенитном батальоне. Победу встретила в Варшаве. Работала на Чкаловском заводе до 1943 года. И потом по воинскому призыву добровольцем ушла на фронт, – поделился с репортером Metro Анатолий Зрелов. – Ей на тот момент было 25 лет. Замуж мама вышла уже после войны. Я родился в 1954 году, брат младший – в 1957 году. В 2006 году ее не стало. Ей было 86 лет. Мама прожила долгую жизнь. Видела своих и внуков, и правнуков. Так что клан Билимовых растет и умножается. «Штендер» этот я сделал сам. Об акции узнал совершенно случайно в конце апреля в интернете. Вопроса – участвовать или нет – даже не стояло.

Александр Кононов пришел на «Бессмертный полк» вместе со свои маленьким сыном Ильей. На изображении плаката дедушка Александра, и уже прадедушка Ильи – Яков Лукич Хозяинов, сержант.

– Это отец моей матери. У нас о нем очень мало информации, – рассказал Александр. – Интересно, что фамилия у деда эта не родная. По отцу он был Лукьянов. Когда ему стукнуло 14 лет, вся семья заболела тифом. И он один был в состоянии что-то делать.  Дедушка  так хорошо управлялся по хозяйству, что кто-то из родни назвал его «хозяином». Когда в 16 лет он получал паспорт, то изменил себе фамилию на Хозяинова. И уже с него в семье пошла линия Хозяиновых. Погиб дед в первый год войны. Мы с трудом нашли место его захоронения (где-то под Москвой). Это фото на «штендере» – один из тех немногих снимков, которые у нас сохранились.

Галина Позднякова пришла на акцию с фотографией своей мамы – Юлии Константиновны Чесноковой (Булах). Она была гвардии ефрейтор.

– Мама была призвана из Кемеровской области. Ей было всего 18 лет. Пошла на фронт как доброволец, – поделилась с Metro Галина Позднякова. – Попала в красноярскую артиллерийскую школу, затем на фронт. Прошла всю войну авиастрелком – от начала до октября 1945 года. Из ее воспоминаний мне запомнилось то, как женщины жили в тяжелейших условиях наравне с мужчинам. Представьте, что значит находиться девушке зимой в землянке в плане личной гигиены? Тем не менее, все были сильны духом и с честью отдавали свой долг Отечеству. Не стало мамы в 2004 году. Я благодарна ей, что она поставила нас троих (меня, сестру и брата) на ноги: после войны отец был инвалидом, ей с нами было тяжело.

Фото: Metro