Восьмого сентября празднуется День грамотности. В честь праздника корреспондент metro опросил педагогов русского языка и выяснил, какие правила чаще всего нарушают школьники и какие ошибки они допускают сами

Неправильное ударение

Александра Кузнецова: «Исходя лично из моих наблюдений, ученики старших классов чаще всего допускают орфографические ошибки. При общении же с людьми обычно замечаю нарушения норм орфоэпии, неправильное ударение в словах «звонит», «торты» и т.д. Если говорить об ошибках, которые режут мне слух и «глаз»,   это, собственно говоря, и есть неправильное ударение и нарушение правил орфографии. Сама я, конечно, тоже совершаю ошибки. Главное – исправлять себя. Например, есть у меня слова и звуки-паразиты. Из них «любимые» – это «типа», «короче», «ну».

Много  сленга

Лариса Новицкая: «Школьники допускают обычно орфографические ошибки. Многие «не дружат» с правилом «безударная гласная в корне слова». Следующие по популярности ошибки, как правило, пунктуационные, потом грамматические и речевые. По телевидению сейчас очень много сленга, как мне кажется, недопустимого. Молодое поколение слушает всё это и воспринимает как литературную норму. Встречаются ошибки также на магазинных бирках или в рекламных объявлениях. За собой ошибки замечаю. Как говорится, не боги горшки обжигают. Но лестно, что ученики замечают эти ошибки и могут исправить».

Деепричастный оборот
Елена Хабибуллина:
«По результатам проверки ЕГЭ школьники в основном допускают речевые ошибки и грамматические: не знают, как правильно построить предложение и как слова согласуются между собой.Что касается телевидения, то стандартный вариант ошибок  –  это неверное изменение числительных, хотя в основном тексты ведущих выверены. Ещё в СМИ встречается неверное употребление деепричастного оборота. Мои регулярные ошибки – это слова-паразиты, например, слово «да», когда задаёшь вопрос аудитории с целью выяснить, насколько она тебя воспринимает: «да? да? да?».

Одна и две «Н»

Эльвира Камаева:
«В работах учеников часто вижу ошибки из разряда: правописание одной и двух «н», «не» раздельно или слитно. В жизни я особо внимание не акцентирую на ошибках. Хотя понятно, что уровень речевой грамотности – это важный показатель. Я считаю, неприлично совершать ошибки, когда  речь идёт о самопрезентации, например, в меню или в рекламе.  Иногда встречаются названия салатов с ошибками или «Маргарита» с двумя «т». У меня, само собой, бывают и ошибки, и слова-паразиты. Это естественный человеческий фактор. Нет  человека, который не ошибается».

Тоже и также

Наталья Шульгина:

«Существует статистика, что в сочинениях экзаменационных работ выпускников больше всего пунктуационных ошибок. Также  мало кому удаётся сдать сочинение без речевых ошибок.В жизни часто встречается неправильное написание производных предлогов типа «в течение». И абсолютно на каждом шагу я вижу ошибку в правописании сочетаний «тоже», «также».Если мы говорим о речи устной, то очень много ошибок в употреблении паронимов «рисковый» – «рискованный» и ошибок в ударении.За собой замечаю в основном только слова-паразиты, например, «как бы».

Автор: Регина Шагеева
Фото: из личных архивов казанцев