Домашнее насилие.
О том, кто и как помогает жертвам бытового насилия

Совсем недавно жертвой своего отца стала 3-месячная девочка из Казани. 23-летний отец не смог успокоить плачущего ребёнка и нанёс два удара по голове, тем самым сломав малышке обе височные кости. К сожалению, это далеко не единичный случай жёстокого отношения к своему ребёнку в республике.

Как рассказывают эксперты по работе с детьми, данная тема раньше была табуирована, но за последние годы ситуация в обществе меняется, люди и сами дети всё чаще обращаются за помощью.

– Дети имеют право на защиту. Общество стало более свободным, появились разные каналы для того, чтобы сообщить о преступлениях анонимно, могут сообщать соседи, знакомые, – рассказывает психолог психолого-педагогической службы «Сердэш» КЦСО «Доверие» Альфия Матахадзе.

Другая проблема домашнего насилия – это женщины, которые подвергаются эмоциональному, физическому, экономическому или сексуальному насилию со стороны своих мужей. Однако статистика преступлений такого характера в России официально не ведётся.

– Такой статьи в уголовном кодексе нет. Понятие очень обширное, – ответили в пресс-службе МВД по РТ.

Есть здесь ещё одна проблема – сами женщины обращаются в органы или за помощью в кризисные центры очень редко.

– МВД готово расследовать подобные дела, но обращений не так много. Бывает так, что муж бьёт жену, она терпит, терпит, бывают случаи, до смерти избивают. Тогда уже родственники обращаются в следственные органы, – говорит руководитель правозащитной группы «Акцент» Булат Мухамеджанов.

Группа «Акцент» была создана в марте этого года. Она оказывает бесплатную юридическую помощь детям и женщинам, которые оказались жертвами домашнего насилия.

–  У нас есть несколько дел, связанных с насилием над несовершеннолетними. Первое – об изнасиловании 14-летней девочки вместе с 19-летней девушкой в Кукморском районе, дело находится в суде, мы представляем интересы потерпевших. Есть также дело о насилии над двумя несовершеннолетними в Казани в 2009 году, – отмечает Мухамеджанов.

– По сути, в домашнем насилии часто реализуется модель Карпмана: спасатель-жертва-преследователь. Жена и муж периодически меняются ролями. Например, муж пьёт, поднимает на женщину руку, жена выступает в роли жертвы, затем она сама преследует мужа, используя эмоциональное насилие. Ребёнок чаще всего выступает в роли спасателя или жертвы. Получается такой замкнутый круг, формируется нездоровый климат в семье. Люди, которые вышли из таких семей, считают такое поведение нормой, – считает психолог «Сердэш» Альфия Матахадзе.

Автор: Анна Главатских
Фото: yorke.ru, metro