Трагедия, которая произошла в редакции французского журнала Charlie Hedbo , когда боевики  за ранее опубликованные карикатуры на пророка Мухаммеда расстреляли 12 человек, вряд ли могла случиться на Южном Урале. К такому мнению пришли участники пресс-конференции, которая прошла в Челябинске в День российской прессы.

– Я не могу представить, чтобы какая-нибудь наша газета могла опубликовать карикатуру на представителей какой-либо религии, – отметил основатель медиа-холдинга «Гранада Пресс» Сергей Филичкин. – Так что Челябинск в этом смысле выглядит посимпатичнее Парижа. Это не говорит о том, что у нас нет свободы слова. Это говорит лишь, что наша пресса моральнее, что ли. Я сам лично однажды вынужден был снять подготовленный в печать материал журналиста про мужской монастырь. Статья мне показалась неэтичной, одно её название «В джазе только мальчики» говорило само за себя.

Основной темой пресс-конференции стали тенденции развития медиа-рынка в целом. По словам начальника информационно-аналитического центра администрации губернатора Челябинской области Рифата Абдрашитова, в начале прошлого года тиражи многих южноуральских изданий упали, но к концу года газеты вернули своих читателей. И что бы ни говорили о вытеснении интернетом и телевидением печатной продукции, газеты, воспринимающиеся многими как достоверный источник информации, останутся на плаву.

– Людям по большому счету все равно, откуда брать информацию – из интернета, ТВ или газет, – рассказал Metro заместитель председателя Общественной палаты Челябинской области Валерий Шагиев. – Главное – оперативность и качественный контент. Сейчас очень сильно меняется манера потребления и это необходимо учитывать. Точность и умение сопоставлять в материалах разные точки зрения очень привлекательны для читателей.

Валерий Шагиев добавил, что сейчас государство вынуждено поддерживать СМИ, так как в последние годы на законодательном уровне было принято много ограничительных мер, в том числе и касающихся рекламы в печатной продукции. Государству легче легализовать рынок рекламы, чем вкладывать деньги в газеты. Уже принято решение о разрешении рекламы некоторой алкогольной продукции, произведенной в России. В следующем году такая тенденция должна продолжиться, что поддержит печатные СМИ.

– Сейчас аудитория электронной прессы, безусловно, растет, но данные ВЦИОМ говорят о том, что 73% опрошенных по-прежнему не готовы отказаться от чтения газет, – рассказал Сергей Филичкин. – Только 17% заявили, что смогут полностью перейти на чтение электронных версий изданий в интернете. При этом представители молодёжи выражают подобную решимость в два раза чаще, чем в среднем по выборке, тогда как пенсионеры не готовы это сделать вообще.

Исследование ВЦИОМ показало, что с той или иной периодичностью печатные СМИ просматривают 77% россиян, в том числе 12% – ежедневно, 31% – два-три дня в неделю, 26% -– пару раз в месяц, 8% – хотя бы несколько раз в год. Интернет-версии печатных изданий пользуются меньшей популярностью – к ним обращаются 58% опрошенных (однако доля ежедневной аудитории выше, чем у бумажных аналогов, – 18%). Печатную прессу чаще читают люди пенсионного возраста – 84% (против 61% от 18 до 24 лет), тогда как онлайн-пользователей СМИ скорее составляет молодежь – 80% 18-24-летних (против 29% старше 60 лет).