Аскольд Запашный рассказал Metro, как он ласково называет своих зверей, что думает относительно дизайна новой купюры, а также про то, как можно справиться с недрессируемым тигром 
– Как-то ласково называете своих зверей?
Да, бывает как-то уменьшительно-ласкательно называем. У нас был легендарный тигр — Мартин, который, к сожалению, от старости погиб. Уникум такой, очень ручной был зверь. Мы его «Мартиросян» называли, Мартюшка, полосатый человек. Дэвид у нас есть, мы его называем «дурацкий лев», и он звезда Periscope, его очень любят наши поклонники и все знают, что он «дурацкий лев».


– В Сети сейчас много споров о дизайне новой купюры номиналом 200 рублей. Вы принимали участие в голосовании? Предлагали свои варианты?
Мы принимали участие в голосовании, поддержали инициативу о выставлении на конкурс Большого Московского цирка. Вообще, это сложный вопрос, потому что слишком много в нашей стране достойных мест и можно бесконечно спорить о ценностях, о том, что у нас является важным, и так далее. В моём представлении было бы, конечно, просто здорово и гордо, если бы хоть один российский цирк был увековечен таким образом, потому что цирк очень подзабыли. Это народное искусство, которое смотрят, цирк посещают миллионы граждан. Большой театр есть на одной из купюр, а цирков нет.

– Бывают ли тигры, которые не дрессируются?
Что такое дрессируемый или недрессируемый? Всё зависит от поставленной задачи. Мы разным животным ставим разные задачи. Поэтому всё зависит от того, насколько профессионален дрессировщик и понимает ли он, что происходит. Чтобы вы понимали, о чём речь: я могу поставить задачу перед черепахой, чтобы она прыгнула на метр вверх, и буду говорить: «Ну вообще бездарное животное, никак не поддаётся дрессуре». Среди животных тоже есть градация: есть животные, которые очень такие талантливые, у которых спектр возможностей большой, они сообразительные, очень подвижные и так далее. Есть животные замкнутые, трусливые. Но если им ставить правильные задачи и грамотно направлять, то можно спокойно с ними работать.

– В России множество цирков, которые нуждаются в ремонте, казанский не исключение. Неужели чтобы привести цирк в порядок, руководством цирка должны быть Запашные?
Знаете, со временем мне стало казаться, что это так. И даже страшно становится. Профессиональных руководителей очень мало, но, мне кажется, больше проблема не в этом, это комплексная проблема, она включает в себя много всего. Я вот могу через вас передать большой привет руководству города, которое умудряется в центре своего города держать вот это «бельмо». У нас аншлаги битковые, люди сидят, с них «течёт», но они смотрят до конца и стоя приветствуют наш коллектив. Сколько я к вам езжу, ничего не меняется, кроме того, что цирк плавно рассыпается.


–  Отдых по рецепту Аскольда Запашного: какой он?
Ну у меня 2 рецепта: пассивный и активный. Я люблю активный отдых в большей степени, но тоже опять же зависит от времени и ситуации. Люблю спорт. Считаю, что отдыхать нужно уметь также, как уметь отдыхать. И мой рецепт, это, если вы «правильно отдыхаете и хорошо работаете», то нужно уметь отключаться от рабочих процессов полностью. Чисто профессионально считаю, что спорт — это прекрасный отдых. И для души и для тела даёт какое-то определённое восстановление. А пассивный отдых индивидуален. Я люблю посидеть за компьютером или сходить в кино с хорошей компанией.

– Недавно все местные СМИ облетела новость о том, что вы выгуливали тигров? Во всех городах это практикуете? Часто ли вы это делаете?
К нам просто телевизионщики пришли, они попросили поснимать, и я предложил пойти погулять. Понимаете, что: я бы гулял систематически, но это очень много проблем вызывает. Люди циничные. Если я вам расскажу сколько людей желают мне смерти вы удивитесь просто. Скажете «Да быть такого не может. Не обращайте на них внимание». Но их много. И вот я, например, вышел со львом гулять, мы вышли на набережную: у нас куча охранников идёт вокруг. Животное на двух поводках для того, чтобы его всегда можно было остановить и в случае чего бы то ни было всегда можно было задержать. И не подпускали людей. Потом, когда мы к цирку подходили, мимо проезжал свадебный кортеж, они резко остановились, все выбежали и жених начал просить сфотографироваться. Я сказал, что на память можно невесту вашу сфотографировать. Невеста начала подходить, а у неё широкое белое платье и львёнок начал охотиться. Но тем не менее мы не дали ей даже подойти на три метра, издали сфотографировали и всё, потому что лев не приучен к этому. Невеста была очень рада и мы такие радостные пошли все вместе, потому что человеку сделали праздник. И вдруг вечером я вижу: кто-то опубликовал видео, где львёнок пытается на неё пойти. И какой-то там тамада местный вдруг пишет, что-то примерно «люди, никогда не подходите к диким животным. Эти Запашные хотят на всём заработать». И я ему написал, что это всё было бескорыстно, мы просто шли мимо. После такого становится мерзко и не хочется людям приятное делать. Потом он вроде удалил свой пост, за меня начали заступаться какие-то люди, видимо из этой группы.
В своём аккаунте я выжил фото львёнка, как мы гуляли и начались комментарии «а это легально?», «что вы делаете, это же опасно». Но я профессионал с 35-ти летнем стажем. Я никогда не поведу животное, если это не безопасно, никогда себя не подставлю, потому что это конец всей карьере и я 10 раз подумаю. Но тем не менее вот эти обсуждения, грязь. Если начать делать это систематически, то будут провокации, люди будут обязательно ждать этого. Мы видели людей, которые подходят к сетке. Говоришь: «Мужчина, вас же может порвать хищник», а он: «А я этого и хочу». Вот представьте количество всех невменяемых товарищей. Они могут напугать, пойдёшь через дорогу, они будут гудеть и будут смотреть что происходит. Понимаете, люди непредсказуемые и может всякое случится.  

– Что вы делаете в том случае,если выступление уже на носу, а животное никак не хочет идти? Есть ли у вас дублеры? И какова средняя продолжительность работы тигра в цирке?

Вообще, животные в цирке, в неволе живут дольше, потому что им оказывается ветеринарная помощь, за ними следят. Но, «в семье не без урода» - очень много дрессировщиков, которым нужно запрещать работать в цирке и мы этим занимаемся в том числе.

Дублёры, конечно, есть и вообще, вся программа строится так, чтобы она не остановилась. Бывают критические моменты, конечно. Есть ключевые должности и невозможно возить с собой всех дублёров, но тем не менее можно выходить из ситуации. С животными точно также. В основном работа животных строится на распределении последовательности: чтобы отдыхать успевали, чтобы не было нагрузки на самых талантливых животных. Если важный трюк — у меня это, например, прыжок на льве — у меня 2 дублёра, 2 льва.
 
 Фото: Алексей Спиридонов