Кризис 1998 года в России может повториться, если не привести бюджетные расходы в соответствии с новыми реалиями. Об этом на Гайдаровском форуме в Москве заявил министр финансов страны Антон Силуанов. Тогда власти прибегли к "стихийной адаптации", которая составила 10%, но по средствам инфляции. В итоге за всё заплатило население. Теперь отсутствие бюджетных реформ может привести к аналогичной ситуации.

Чтобы кризис 1998 года не повторился, страна должна проводить "экономную, жёсткую бюджетную политику", отметил Силуанов.

Ранее в Минфине уже заявили о начале оптимизации бюджета. Расходы будут сокращены на 10%. В первую очередь, государство откажется от неэффективных трат по основным статьям.

Павел Сигал, первый вице-президент "Опоры России"

– На мой взгляд, если и говорить о повторении кризисной ситуации, то скорее не 1998 года, а 2008, поскольку проблемы России не носят внутреннего характера, а являются последствиями негативных процессов в экономике мировой. Падение цен на нефть вызвано снижением спроса со стороны развивающихся экономик, в первую очередь Китая, которые в свою очередь переживают спад промышленного производства, вызванного снижением потребления экспортируемых товаров в странах развитых... - по сути Россия не стоит особняком во всей этой ситуации и находится в равных условиях с большинством стран-экспортеров. Совсем другой вопрос, что, например, у Саудовской Аравии, которая также страдает от снижения цен на нефть, больший запас прочности, поскольку масштабы экономики меньше, и накопленные резервы расходуются значительно медленнее. Наблюдаемый нами коллапс финансового сектора в Китае также говорит о том, что в своих проблемах мы не одиноки. Учитывая, что факторов, способных обеспечить рост цен на энергоносители в обозримом будущем нет, то сейчас речь идет не о кризисных сценариях на год, а по сути о переходе экономики на новые «рельсы». Снижение нефтяных доходов может продлиться еще несколько лет и практически наверняка уже не вернется к прежним уровням выше 100 долларов как минимум в перспективе 5 лет. На мой взгляд, сейчас единственным решением является не столько сокращение расходов, сколько стимулирование реального сектора экономики, МСБ, промышленного производства, науки и сельского хозяйства, то есть именно тех отраслей, которые были фактически оставлены без внимания на протяжении почти 2 десятков лет, но развитие которых может стать залогом роста и процветания экономики в перспективе 5-10 лет. В условиях ограниченных возможностей финансирования из региональных и федерального бюджета, наиболее правильным было бы выделять средства в рамках адресных инвестиционных программ и с использованием частного капитала и средств, получаемых экспортерами от своей деятельности.

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets

– При сохранении понижательного тренда стоимости энергоресурсов экономический кризис имеет все предпосылки для повторения ситуации 1998 года. Сегодня мы наблюдаем катастрофическое фронтальное ухудшение макропоказателей: падение розничных продаж более чем на 10% в годовом выражении, инвестиций – до 7%, промышленности – 7%, ВВП – до 4% в годовом выражении. Дефицит федерального бюджета достиг 5% ВВП, банковский сектор не может выбраться из минуса. Кроме того, рублю никак не удается ослабить прессинг со стороны основных конкурентов. Если в 1998 году пик девальвации рубля пришелся на 4 кратный обвал курса национальной валюты, то судя по тому, что происходит сейчас, мы на пороге не повторения, а превосходства событий прошлого века.

Александр Гриченков, ведущий аналитик MFX Capital

– Российская экономика сейчас находится в качественно иной ситуации, чем это было в 1998 году. Во-первых, существенно поменялась структура экономики - если в 1998 году практически ничего, кроме нефти Россия не продавала и не производила, то теперь сырая нефть составляет лишь 25% от экспорта, а нефтегазовые доходы бюджета в 2015 году составили менее 44%. Главное же - у России крайне небольшой государственный внешний долг (всего около 30 млрд. долларов - чуть более 2% от ВВП). Кроме того, профицит платежного баланса за минувший год подскочил до 62 млрд. долларов против 30 млрд. в 2014 году, а общий внешний долг экономики сократился до менее чем 500 млрд. долларов - порядка 35% от ВВП. То есть иными словами - в стране иностранной валюты больше, чем требует внутренний спрос. А ведь именно кризис валютной ликвидности и стал причиной трехкратного обвала рубля в 1998 году. Сейчас подобные признаки едва ли можно наблюдать. Что касается бюджета, то необходимость реформирования этой сферы назрела уже очень давно. Во-первых, региональные бюджеты не справляются с социальными обязательствами - свыше 20 регионов сейчас находятся на грани банкротства по ранее взятым кредитам для исполнения бюджета. Во-вторых, непосредственно федеральный бюджет испытывает крайне серьезное давление из-за высокой зависимости от нефтегазовых доходов. В-третьих, покрытие дефицита бюджета за счет корреляции рубля с нефтью - плохая идея, и опыт 2014-2015 гг. это наглядно показал, поэтому власти будут так или иначе вынуждены пойти на сокращение расходов. Скорее всего, можно будет в ближайшие кварталы ожидать сокращений по расходам на образование, медицину и пр. Вполне возможно, что сократят также и расходы на оборону, которые за последние годы слишком раздулись (сейчас на армию тратят более 3.5 трлн. рублей). Весьма возможно, что сокращения коснутся и ряда социальных программ, например материнского капитала (хотя это маловероятно, учитывая какими темпами беднеет население). В конечном итоге можно сделать вывод, что нынешняя ситуация подталкивает власти действительно проводить структурные реформы. Как сказал глава Сбербанка Герман Греф: «Реформы начинаются тогда, когда заканчиваются деньги».