Путешествия

Андрей Осинцев, коммерческий директор «Связной Трэвел»:


– Количество россиян, выезжающих за границу, в 2015 году снизилось на треть. Конечно, турпоток по России вырос, но потерь он не перекрывает. В 2016 году, судя по статистике ранних бронирований, пляжные курорты за рубежом по-прежнему меняют на Симферополь и Сочи. А Западная Европа уступает своё место Восточной и Южной – Венгрии, Сербии, Хорватии. Меняется подход людей и к срокам бронирования своих путешествий. В этом году путешествия по самым популярным летним направлениям – Краснодарский край, Сочи, курорты Крыма – стали бронировать уже в феврале-марте. Прошлым летом спрос на них был очень высоким, возник дефицит билетов и гостиниц, все это привело к росту цен. Помня об этом, люди в этом году решили заблаговременно позаботиться о летнем отдыхе. Это логично, особенно если предположить, что в 2016 по этим направлениям поедет по крайней мере часть туристов, раньше предпочитавших Египет и Турцию.  В то же время, многие туристы, выезжающие на рубеж, все чаще оттягивают покупки на последний момент. Некоторые в принципе балансируют между решением отказаться от поездки или все же вложить в отпуск деньги, другие ждут возможного укрепления рубля, которое влияет на стоимость билетов, гостиниц и ежедневные затраты уже на отдыхе.
 

Страхование

Владимир Тиняков, вице-президент «Группы Ренессанс страхование»:

–  Главная цель в кризис – сэкономить время и  деньги – позитивно сказывается на развитии новых технологий в страховании и опций в стандартных продуктах, которые сохраняют бюджет. Люди готовы активно воспринимать новинки. Сейчас сильнее всего развиваются телематика (когда стоимость страховки зависит от рискованности манеры вождения), продукты с франшизой (часть рисков по страховке покрывает сам клиент), «умное» каско, мобильные приложения и электронные полисы. По франшизе, к примеру, рост составляет 20–30%. Клиент получает скидку на полис, а также не портит свою страховую историю, поскольку не обращается по мелким ДТП. Каско покупают существенно меньше, а недвижимость страхуют  больше. Рост – около 14%.

Продукты

Наталья Кузнецова, Руководитель отдела программ лояльности компании "Азбука Вкуса"

– Изменения зависят от того, к какой аудитории принадлежит покупатель. Клиенты с высоким уровнем дохода не так активно меняют свои привычки, как представители среднего класса. К тому же, расходы на еду у таких покупателей по-прежнему остаются небольшими относительно их уровня дохода. А вот исчезновение зарубежных продуктов из-за санкций сильно повлияло на потребление: клиенты ищут достойную альтернативу товарам, к которым когда-то привыкли.

– Средний класс переживает рост цен гораздо более болезненно: люди выбирают продукты подешевле, отказываются от дорогих деликатесов, переходят на российские товары. Но в целом, как ни странно, потребление растёт. Одна из причин – люди перестали ходить в рестораны и всё чаще питаются дома, поэтому покупают больше продуктов для домашней кухни. Покупатели приобретают крупы, макароны, сахар, прочие базовые товары, причём зачастую отдают предпочтения собственным маркам супермаркетов – они дешевле. Компаниям в такой ситуации важно адаптировать к изменениям свои отношения с покупателем. Один из путей – корректировать программу лояльности и делать клиентам персональные предложения с учётом их потребительской корзины. Растёт спрос и на уже готовые кулинарные продукты - торты, выпечку. Объясняется это тем, что у людей нет денег, чтобы ходить в рестораны, но нет и времени, чтобы приготовить что-то вкусненькое дома – поэтому они делают выбор в пользу уже приготовленных сладостей, которые можно быстро купить в супермаркете.

Михаил Чаплыгин, генеральный директор Auto-Dealer-СПб:

Михаил Чаплыгин, генеральный директор Auto-Dealer-СПб:

Автомобили

Михаил Чаплыгин, генеральный директор Auto-Dealer-СПб:

– Самое главное изменение в поведении покупателей автомобилей в кризис в том, что люди стали обращать внимание не только на цену самой машины, но и на стоимость владения ею. Сюда входит, к примеру, во сколько обходится техническое обслуживание, насколько дорогой является страховка. В частности, что как раз подчёркивают страховщики, стали массово брать каско с франшизой. Так существенно дешевле. Что касается спроса на автомобили, то ситуация серьёзно не меняется. Хорошо, если бы рынок в этом году вышел в ноль, что маловероятно. После огромного спада продаж в 2015 году в нынешнем также ожидается спад, хоть и гораздо более скромный.

Электроника

Илья Тюрин, менеджер ключевых проектов Huawei Consumer Business Group в России:

– Нужно отметить, что покупатели в кризис стали более внимательными, я бы даже сказал – придирчивыми. Люди стали избирательно относиться к тому, что и за какие деньги они покупают. Мы наблюдаем смещение спроса в сторону среднего сегмента. До кризиса хорошо продавались флагманские модели смартфонов, но затем мы представили несколько интересных моделей в среднем сегменте – и это было именно то, что нужно покупателям, которые стали обращать пристальное внимание на соотношение «цена-качество». Я не могу сказать, что кризис спровоцировал снижение спроса, даже наоборот: спрос повысился, но сам потребительский интерес изменился.

– Пользователи всё чаще читают обзоры, отзывы, процедура выбора товара стала дольше. Это свидетельствует о том, что клиенты стали осторожнее и совершают всё меньше и меньше спонтанных покупок. Такая избирательность потребителя останется определяющим фактором в ближайшее время. Люди будут больше обращать внимание на практические характеристики продуктов, на уровень качества, а не на сам бренд. А если компании предлагают какую-то действительно полезную дополнительную услугу, которая несёт в себе конкурентоспособное преимущество, то спрос на неё будет расти. Покупатели будут рассматривать её как реальную возможность сэкономить или время, или деньги. Дополнительные услуги продавца вроде расширенной гарантии или бесплатной доставки могут сыграть решающую роль при выборе того или иного смартфона. Это рациональная экономия, к которой в период кризиса прибегает всё больше потребителей.

Илья Тюрин, менеджер ключевых проектов Huawei Consumer Business Group в России

Илья Тюрин, менеджер ключевых проектов Huawei Consumer Business Group в России

Банки

Елена Сударикова, глава сектора аналитики кредитных продуктов Банки.ру:

– Ставки по кредитам в России постепенно падают с февраля 2015 года. Это касается всех видов кредитов для населения: ипотеки, автокредитов, займов наличными, кредитных карт и даже pos-кредитов. Требования к заёмщикам, напротив, становились всё строже. Получить кредит, имея плохую кредитную историю, стало практически невозможно. Как результат — многие «плохие» банковские заёмщики ушли в микрофинансовые организации.

– Огромное влияние на ипотечный рынок ипотеки и рынок автокредитов оказала государственная поддержка. Кредиты, предоставляемые с госсубсидией в 2015 году, были гораздо дешевле стандартных базовых программ и позволили многим нашим гражданам приобрести жильё или автомобиль, сэкономив на процентах существенные суммы. Обе программы господдержки были продлены и в 2016 году.

– Многие банки на протяжении этого года добавили в свои линейки специальные программы для пенсионеров и работников бюджетных учреждений — как для категорий заёмщиков, имеющие стабильные доходы и высокую платёжную дисциплину.

Юлия Косецкая, глава отдела анализа банковских услуг Банки.ру:

– Доходность по вкладам поступательно снижается с февраля 2015 года. Такая тенденция сохраняется по сей день. Роста в ближайшее время не предполагается. При этом спрос на вклады не падает. В кризисные периоды население придерживается сберегательного поведения, поэтому ожидается, что в целом по банковской системе объём вкладов в течение года вырастет. По прогнозам Агентства по страхованию вкладов (АСВ) размер вкладов населения к концу 2016 года достигнет 27 трлн руб. (для сравнения — на 1.01.2016 года он составлял 23,2 трлн руб.).

– Регулятор продолжает активно зачищать банковский сектор. В связи с этим отмечается переток вкладов состоятельных клиентов из средних и мелких банков в крупные, как более надёжные.
 

Юлия Косецкая, руководитель отдела анализа банковских услуг портала Банки.ру

Юлия Косецкая, руководитель отдела анализа банковских услуг портала Банки.ру