С января по сентябрь 2015 года зарплаты в федеральных органах власти выросли в целом на 4% – при том, что реальные доходы населения упали почти на 10%. Такие данные обнародовал Росстат. Не помогли сэкономить бюджетные средства в кризис принятые решения о сокращении на 10% выплат в администрации президента, аппарате Госдумы и Счётной палате, а также отказ от индексации в министерствах и ведомствах.  Урезали себе доходы и первые лица страны. Аналогичный общий рост расходов на зарплаты наблюдался и в предыдущий кризис, несмотря на формальную заморозку, объявленную правительством.

Как показывает отчёт, в большинстве органов власти зарплаты действительно упали. Лишь в отдельных существенно выросли. К примеру, сразу на 44% – в МИД, на 40% – в Счётной палате, на 29% – в аппарате Госдумы и на 26% – в Совфеде. Средняя зарплата в федеральных органах власти на осень 2015 года составляет 100 тыс. рублей, по России среди обычных граждан – 31 тыс. К примеру, в администрации президента (самый высокий показатель) это 206 тыс. рублей, в аппарате правительства, Госдумы и Совета Федерации – 197, 151 и 123 тыс. соответственно, в МИД – 146 тыс., в Счётной палате – 170 тыс. При этом, по данным Росстата, зарплату в 90 тыс. рублей и выше (средний показатель по ведомству) получают всего в 10 федеральных органах власти, тогда как в основной массе – 41 единица – показатель составляет не более 70 тыс.

По словам Александра Сафонова, проректора Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, проблема Росстата – в публикации общих данных, «средней температуры по больнице».

– Все цепляются за факт:  доходы выросли, – говорит он Metro. – Но средняя зарплата, условно говоря, это выплаты инспектору в контрольном управлении в размере 13 тыс. рублей в месяц и несколько сот тысяч для руководителя. А Росстат не раскрывает данные о том, как ужимаются разные звенья. Реальные сокращения начались, и обычно это касается в первую очередь не руководителей.

Как отмечает Сафонов, сокращение зарплат чиновников – эффективный метод снизить давление на бюджет, поскольку результат виден почти сразу. Но в этом процессе есть много нюансов.

– В частности, решения по разным министерствам и ведомствам принимаются неравномерно, – объясняет эксперт. – Некоторые это делают сразу, другие могут выпустить  распоряжение через какое-то время.  И есть Минфин, который распоряжается деньгами. У него отдельная ситуация.

На самом деле в директивах о сокращении зарплат есть и элемент популизма, продолжает тему Александр Шатилов, декан кафедры социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ.

– Власть вроде как декларирует свою близость к народу, но на самом деле лояльность элиты зачастую важнее, чем реакция публики, – отмечает он. – И никто не хочет получить протестные настроения среди чиновников. Кроме того, есть множество технических моментов. Бюрократия хорошо приспособилась к ситуации и знает выходы из неё. Как говорится, когда сокращают чиновников, в ведомствах появляются новые столы. А если ограничивают рост окладов, всё можно компенсировать бонусной частью. И уровень благосостояния таким образом сохраняется.